Параграф 20 ГДЗ Пасечник 5 класс Бактерии Грибы Растения (Биология)

Изображение §20. Мхи1. Что такое ризоиды?Ризоиды — нитевидные образования из одной или нескольких клеток, расположенных в ряд, служащие для прикрепления к субстрату и поглощения...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник 5 класс, Просвещение:
§20. Мхи
1. Что такое ризоиды?
Ризоиды — нитевидные образования из одной или нескольких клеток, расположенных в ряд, служащие для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ.
2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
Водоросли относятся к низшим растениям, потому что они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
3. Что такое спора?
Спора — это зачаток растительного организма, служащий для размножения.
Лабораторная работа. Строение мха
1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Рассмотрим строение мхов на примере растения Кукушкин лён.
Мхи имеют стебель и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.
2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Листы мха продолговатые, немного вогнутые, с заостренными концами, имеют зелёную окраску.
Из каждого узла на стебле вырастает сразу несколько листьев.
3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
У растения неветвистый стебель.
4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, мужские растения можно узнать по своеобразной «метёлке» на верху стебля.
5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.
6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?
Сходство мхов и водорослей в том, что у них вместо корней имеются ризоиды, в клетках содержатся хлоропласты. И мхи, и водоросли способны всасывать питательные вещества из окружающей среды всеми клетками тела.
В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья. Мхи размножаются спорами, а водоросли могут размножаться делением.
7. Запишите свои ответы на вопросы.
Вывод: Мхи относятся к более развитым растениям по сравнению с водорослями, у них есть разделение на органы (листья, стебли), и они размножаются спорами.
Вопросы
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи называют высшими споровыми растениями, так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.
2. Каково строение кукушкина льна?
Кукушкин лён имеет стебель, листья. У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) — сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) — яйцеклеткой. На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. В коробочках развиваются споры.
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
У сфагнума стебель ветвящийся, а кукушкиного льна неветвящийся. Сфагнум не имеет ризоиды.
В листьях сфагнума присутствуют прозрачные мертвые клетки, которые могут заполняться водой или воздухом, а у кукушкиного льна таких клеток нет.
У кукушкина льна есть мужские и женские растения, у сфагнума все особи обоеполые.
4. Чем мох отличается от водоросли?
В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.
Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы.
Подумайте
Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
Мхи не имеют корней, которые бы держали растения крепко в почве. Они также не имеют системы сосудов для транспортировки питательных веществ.
Задания для любознательных
1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
У листа сфагнума присутствуют мертвые водоносные клетки и живые клетки с хлоропластами. В узких зеленых клетках присутствуют хлоропласты с хлорофиллом, благодаря которому растение фотосинтезирует. Между ними находятся крупные прозрачные мертвые клетки, от которых остались только оболочки (в них вода). Сфагнум быстро всасывает и проводит воду и вырабатывает большое количество кислорода.
2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.
Риччи быстро ветвится и размножается. Через некоторое время образовались новые плотные подушечки из мха.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением