Параграф 2 ГДЗ Боголюбов Рутковская 6 класс (Обществознание)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Рутковская 6 класс, Просвещение:
§ 2. Человек — личность
ЗАДУМАЕМСЯ
Каждый ли человек является личностью?
Не каждый человек автоматически является личностью. Личность — это человек, обладающий уникальным набором качеств, таких как сознание, способность к саморефлексии, моральные принципы и социальная активность. Личность формируется в процессе социализации, обучения и взаимодействия с обществом.
Что отличает одну личность от другой?
Отличия между личностями заключаются в их индивидуальных чертах характера, интересах, ценностях, опыте и способностях. Например, один человек может быть творческим и эмоциональным, а другой — рациональным и практичным.
ВСПОМНИМ
Какие свойства человека относят к биологическим?
К биологическим свойствам человека относятся физиологические особенности, такие как строение тела, работа органов, инстинкты и наследственные признаки.
Что происходило с детьми, которые раннее детство провели среди животных?
Дети, которые провели раннее детство среди животных, перенимали их повадки и навыки, например передвижение на четвереньках, употребление сырой пищи и обострённые сенсорные способности. Однако они не могли освоить речь, социальные нормы и культурные навыки, что делало их адаптацию к человеческому обществу крайне сложной или невозможной.
Проанализируйте информацию, представленную в тексте. Согласны ли вы с мнением персонажа, что собака — личность?
Собака, как и другие животные, обладает определённым уровнем интеллекта, эмоциональностью и способностью к обучению. Однако личность — это понятие, которое относится к человеку и включает в себя сознание, саморефлексию и способность к моральным суждениям. Хотя собака Бари демонстрирует дисциплину, преданность и понимание команд, её поведение основано на инстинктах и дрессировке, а не на осознанном выборе. Поэтому, несмотря на её выдающиеся способности, называть её личностью было бы преувеличением.
Выскажите своё мнение: иллюстрируют ли представленные рисунки три вопроса философа? Объясните свой ответ.
На изображениях показано, как человек принимает решения. Например, изображение человека, который путешествует, символизирует эту идею того, что человек может стать господином самому себе.
Человек может сделать самого себя – это символизируют фото освобождения и фото, где человек радуется радуге. Также фотография освобождения от веревок символизирует то, что человек самостоятельно создают свою жизнь и принимает решения.
О чём могут рассказать сюжеты приведённых иллюстраций?
Сюжеты приведенных иллюстраций показывают нам разные проявления сознания: это разные ситуации общения с людьми, самосознание – кем мы себя представляем, а также наша деятельность. Все это формирует человека как личность.
Рассмотрите иллюстрации. Можно ли, глядя на них, представить черты характера, особенности поведения этих подростков? Придумайте подписи к каждому фото, раскрыв качества каждого из подростков.
1 – эта девочка серьезная, немного хмурая и злая. Возможно, она часто обижается на кого-то, относится негативно к разны вещам;
2 – этот мальчик любопытный и добрый. Ему нравится изучать что-то новое, он радуется простым вещам;
3 – эта девочка грустная, она очень близко воспринимает все. Ей тяжело справляться с негативными событиями;
4 – этот мальчик веселый и жизнерадостный. Он оптимист.
Подумайте, стоит ли добиваться известности любым путём. Почему? Аргументируйте свой ответ примерами.
Добиваться известности любым путём, особенно через безнравственные поступки, как это сделал Герострат, не только бессмысленно, но и разрушительно. Слава, достигнутая таким образом, не приносит уважения или признания, а лишь оставляет негативный след в истории.
Можно ли ещё не взрослого человека назвать сильной личностью?
Да, даже не взрослого человека можно назвать сильной личностью, если он проявляет качества, такие как целеустремлённость, смелость и способность преодолевать трудности. Миша, несмотря на свой юный возраст, показал, что обладает внутренней силой. Он не смирился со своим страхом, а решил бороться с ним, что требует большого мужества и силы воли.
Какие качества проявил Миша, чтобы преодолеть свой страх?
Миша проявил несколько важных качеств: осознанность — он понял, что страх мешает ему жить полноценно; решительность — он не просто хотел избавиться от страха, но и предпринял конкретные шаги, попросив родителей купить щенка; дисциплину — он регулярно ухаживал за собакой и тренировался на площадке; и настойчивость — он не сдался, даже если процесс был трудным.
1. Какие качества характеризуют личность?
В психологии утверждается, что личность — устойчивая система качеств, которые характеризуют человека как члена общества. Они приобретаются и проявляются в процессе деятельности и общения с другими людьми. Психологи называют личность вершиной человеческого развития, так как только личность обладает сознанием.
А когда о человеке можно сказать, что он — личность? Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей. Индивидуальность – признак развивающейся личности.
2. Как вы объясните значение понятий «индивидуальность», «сильная личность»?
Индивидуальность – это набор уникальных качеств, присущих конкретному человеку. Индивидуальность проявляется как во внешних признаках, так и в чертах характера человека.
Слабые духом личности довольствуются успехами одного дня, не способны заглядывать в будущее, строить планы для достижения поставленных целей, преодолевать трудности. Волевые качества характера присущи только сильным личностям.
3. Приведите доказательства того, что личностью может быть только человек.
Только человек обладает сознанием, способностью ставить перед собой цели, преодолевать препятствия, опираясь на волю и целеустремлённость. Каждая личность индивидуальна.
4. Проанализируйте пословицы. О каких качествах человека они говорят?
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без терпения нет учения.
Любишь есть калачи — не сиди на печи.
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Землю красит солнце — а человека труд.
"Семь раз отмерь — один раз отрежь" говорит о необходимости обдумывать свои действия, чтобы избежать ошибок. Это качество — благоразумие.
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" и "Землю красит солнце — а человека труд" подчёркивают ценность трудолюбия и упорства.
"Без терпения нет учения" и "Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен" акцентируют внимание на терпении и настойчивости в достижении целей.
"Любишь есть калачи — не сиди на печи" и "Труд человека кормит, а лень портит" говорят о том, что успех требует активности и усердия, а лень ведёт к неудачам.
5. Проанализируйте высказывания. Выберите качества личности, которые вы считаете достойными. Какие качества вас привлекают, а какие вызывают у вас отрицательные чувства?
Человек подобен дроби, в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л. Н. Толстой, русский писатель)
Ближе всего к великому стоит честность. (В. Гюго, французский писатель)
Высший суд — суд совести. (В. Гюго)
Праздность — корень всему злу. (А. В. Суворов, русский полководец)
Личный эгоизм — родной отец подлости. (М. Горький, русский писатель)
Малодушие возбуждает в нас одно только презрение. (Ф. Шиллер, немецкий драматург)
Честность (В. Гюго: "Ближе всего к великому стоит честность") — это качество, которое вызывает уважение и доверие. Оно привлекает меня, так как честный человек всегда вызывает симпатию и уважение.
Совесть (В. Гюго: "Высший суд — суд совести") — это внутренний моральный компас, который помогает человеку поступать правильно. Это качество важно, так как оно делает человека ответственным и порядочным.
Скромность (Л. Н. Толстой: "Чем больше знаменатель, тем меньше дробь") — это умение адекватно оценивать себя, не преувеличивая свои достоинства. Это качество привлекает, так как скромные люди часто бывают мудрыми и приятными в общении.
Трудолюбие (А. В. Суворов: "Праздность — корень всему злу") — это стремление к активной и продуктивной жизни. Оно вызывает уважение, так как трудолюбивые люди достигают больших успехов.
Качества, которые вызывают отрицательные чувства: эгоизм (М. Горький: "Личный эгоизм — родной отец подлости") и малодушие. Эгоизм делает человека равнодушным к другим, а малодушие — слабым и неспособным на решительные поступки. Эти качества мешают человеку быть гармоничной и уважаемой личностью.
1. Проанализируйте приведённые ниже сюжеты. Кого из героев этих историй вы назвали бы сильной личностью?
а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.
б) Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый», может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки своих ботинок. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком.
в) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вину. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть, или наврать, или пустить в ход кулаки…»
г) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.
д) Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём».
Сильной личностью можно назвать Валентина (пример г) и Олега (пример д). Валентин проявляет силу духа, заботясь о больной матери и выполняя домашние обязанности без жалоб. Это требует огромной ответственности, терпения и самоотверженности. Олег демонстрирует моральную силу, взяв на себя вину за разбитую лампу, чтобы защитить младшую сестру. Это показывает его честность, смелость и готовность поступиться своими интересами ради других.
Пётр (пример а) физически силён, но это не обязательно делает его сильной личностью, так как сила личности определяется не только физическими способностями, но и моральными качествами. Алексей (пример б) и Оксана (пример в) демонстрируют агрессию, эгоизм и неумение учитывать чувства других, что противоречит понятию сильной личности. Сильная личность — это не просто физическая мощь или упрямство, а способность проявлять доброту, ответственность и уважение к окружающим.
2. Какие два из перечисленных понятий используются при определении индивидуальности человека?
Уникальность; общность; стандартность; неповторимость; пассивность.
При определении индивидуальности человека используются понятия уникальность и неповторимость. Эти термины подчёркивают, что каждый человек обладает особыми чертами, которые отличают его от других.
3. Используя предложенные характеристики, составьте портрет сильной личности.
• Стремится быть в центре внимания
• Проявляет интерес к науке и культуре
• Много читает, любит разную литературу
• Интересуется только техническими науками
• Умеет превращать свои недостатки в достоинства
• Умеет слушать других, хороший собеседник
• В разговоре всегда тянет одеяло на себя
• Ничего не боится, чувство страха ему неведомо
• Настроение всегда оптимистическое, грусти не любит
• Любит юмор, часто использует его в разговорах и беседах
Сильная личность — это человек, который проявляет интерес к науке и культуре, что говорит о его стремлении к саморазвитию и расширению кругозора. Он много читает, любит разную литературу, что помогает ему формировать собственное мнение и быть интересным собеседником. Сильная личность умеет превращать свои недостатки в достоинства, что показывает её способность к самоанализу и росту. Она умеет слушать других, хороший собеседник, что свидетельствует о её уважении к окружающим и умении строить гармоничные отношения. Кроме того, сильная личность любит юмор, часто использует его в разговорах и беседах, что помогает ей справляться с трудностями и создавать позитивную атмосферу вокруг себя.
Тема проекта: «Сильная личность»
Составьте вербальный (словесный) портрет сильного человека. Найдите в дополнительной литературе (или воспользуйтесь ресурсами Интернета) примеры сильных личностей среди наших соотечественников. Подготовьте сообщение и презентацию.
(Ссылка на презентацию ниже.)
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением