Упр.178 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 178. 1) Прочитайте текст о лингвострановедческом словаре «Россия», отмечая для себя принципы его построения.Основные вопросы, которые встают перед авторами словарей:...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
178. 1) Прочитайте текст о лингвострановедческом словаре «Россия», отмечая для себя принципы его построения.
Основные вопросы, которые встают перед авторами словарей: какими должны быть принципы отбора словника и описания языковых единиц? Какой — структура словарной статьи?
Право входить в словник лингвострановедческого словаря получили единицы языка, которые обладают национально-культурным фоном, то есть некоторым набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой и известных всем русским. Причём национально-культурный фон языковой единицы включает общеизвестные слова и выражения. Таким образом, в состав словника входят:
1. Слова и словосочетания, называющие факты и явления природы, национальной истории, культуры и быта, например: колокол, клюква, щи> липа, лес, поле; Куликовская битва, Отечественная война 1812 года и т. д.
2. Имена собственные: топонимы, антропонимы (имена реальных людей — исторических личностей, государственных деятелей, учёных, писателей, имена мифических персонажей, фольклорных и литературных), например: Нева, Сибирь, Камчатка; Александр Невский, Пётр /, Д. И. Менделеев, А. С. Пушкин, И. И. Левитан; Баба-Ягау Обломову Чебурашка и др.
3. Названия общеизвестных литературных произведений, произведений изобразительного искусства, музыки, театра, кино, например: «Богатыри» у «Дама с собачкой», «Лебединое озеро» у «Место встречи изменить нельзя», «Чапаев» и др.
Словарная статья в словаре состоит из: 1) заголовочного слова или словосочетания и его толкования; 2) страноведческой (культуро-ведческой) части; 3) лингвокультуроведческой части (дана информация о наиболее устойчивых языковых и речевых единицах, связанных с реалией).
2) Дайте толкования лексических значений выделенных жирным шрифтом слов.
Словник – состав толкуемых или переводимых слов (в словарях и энциклопедиях); список, перечень слов для словаря.
Ассоциация – связь между отдельными представлениями в сознании человека.
Топоним – собственное название отдельного географического места (населённого пункта, реки, угодья и др.).
3) Составьте словарную статью об одной из перечисленных языковых единиц или выберите ту языковую единицу, которая, на ваш взгляд, обязательно должна войти в словарь. Обоснуйте свой выбор.
Клюква, -ы, ж.
1. Мелкий ягодный стелющийся кустарничек семейства брусничных, растущий на моховых болотах.
2. собир. Кислые красные ягоды этого кустарничка. Точно зёрна рубинов, рассыпана на моховых голых подушках – северная болотная ягода клюква. Соколов-Микитов, Над синей тайгой.
Вот так клюква! (прост.) – восклицание, выражающее удивление по поводу какой-либо неприятной неожиданности. – Всем хорош человек, но одна беда: пьяница! – «Вот так клюква!» – подумал Посудин. – Откуда же ты знаешь, – спросил он, – что я – пьяница? Чехов, Шило в мешке.
Развесистая клюква (шутл.) – о чём-либо до нелепости неправдоподобном.
4) Представьте свой материал в классе, ответьте на вопросы одноклассников.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением