Упр.177 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 177. 1) Прочитайте размышления филолога С. В. Фёдорова о цепочке однокоренных слов. Какое из слов вы слышите и используете чаще? В каких ситуациях?Чаще используется...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
177. 1) Прочитайте размышления филолога С. В. Фёдорова о цепочке однокоренных слов. Какое из слов вы слышите и используете чаще? В каких ситуациях?
Чаще используется слово лицо.

На уроках русского языка можно рассмотреть цепочку однокоренных слов «лик — лицо — личина — облик — обличье», отметив морфемный состав однокоренных слов, фонетические чередования в корне (к//ч//ц), стилистические отличия слов («лик» — высокий стиль, «лицо» — общеупотребительное слово, «обличье» — разговорное, уничижительное), различия в оттенках значения.
Лик — идеальное в человеке, связанное с его Богоподобием («лик святого»); лицо — индивидуальное, проявляющееся в течение жизни («выражение лица»); облик — образ человека в восприятии окружающих («неповторимый облик»); личина — маска, за которую человек прячет своё истинное лицо от окружающих, социальный имидж, определяемый ситуативной выгодой, имитация лица; «обличье» — личина, обнаруженная окружающими (отсюда глагол «обличать», срывать личину-маску, чтобы проявилось истинное лицо).
Как пишет по данному поводу В. В. Колесов: «Так туго скручены в общий клубок co-значений все смыслы когда-то единого корня лик. Они соотносятся друг с другом строго системно и точно выражают проявления человеческой сущности. У человека есть и лицо, и маска-личина, и идеальный лик, почти незаметный за суетой жизни. <...> Накапливаясь в речевом употреблении, все такие частные обозначения, представляющие человека в его деяниях и качествах со всех сторон, собрались как бы в общий смысловой фокус, так в XVTII веке возникло слово личность. Личность — это и о-соб-ностъ о-собы, и выразительность личины-маски, и внутренняя сила таланта или дара — лика».

2) Используя словари, тексты произведений художественной литературы, приведите примеры предложений со словами, входящими в цепочку «лик — лицо — личина — облик — обличье».
Из-под блестящих окладов тускло выглядывали лики святых. (Ф. Достоевский)
Ольга боязливо вглядывалась в его похудевшее лицо, в нахмуренные брови, в сжатые губы с выражением решительности. (И. Гончаров)
Наконец-то ты сбросил с себя личину и показал свои волчьи зубы. (Н. Гейнце)
Потому что, должен признаться: я хоть и потерял облик и подобие интеллигентного человека, но люблю людей с образованием и уважаю науку. (А. Куприн)
Я на земле был брошен в яркий бал,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял. (А. Блок)

3) Составьте словообразовательное гнездо слов образ, слово. Напишите лингвистический портрет некоторых записанных вами слов: охарактеризуйте слово с точки зрения этимологии, фонетики, морфемики и словообразования, морфологии, употребления в составе фразеологизмов; приведите примеры использования слова в русской литературе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением