Параграф 15 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 15. Развитие жизни в криптозое
Приведите примеры ароморфозов.
• Появление фотосинтеза у цианобактерий
• Возникновение эукариотической клетки с ядром и мембранными органоидами
• Формирование многоклеточности
• Развитие позвоночника у хордовых
• Появление семян у растений
Одноклеточные эукариоты (простейшие) весьма сложные организмы. Несмотря на одноклеточность, они могут производить достаточно сложные действия, их органоиды успешно осуществляют функции пищеварения, выделения, движения, размножения, взаимодействия с внешней средой и друг с другом. Но эти организмы так и остались очень мелкими. Как вы думаете, почему для приобретения больших размеров живым организмам понадобилось многоклеточность?
Одноклеточные эукариоты, несмотря на сложность, ограничены в размерах из-за проблемы соотношения площади поверхности к объёму. Чем крупнее клетка, тем хуже диффузия питательных веществ и удаление отходов. Большая клетка менее устойчива к повреждениям.
Многоклеточность решает эти проблемы:
• Специализация клеток (например, мышечные, нервные) повышает эффективность
• Разделение функций (пищеварение, транспорт, размножение) позволяет увеличить размер без потери жизнеспособности
• Межклеточные контакты обеспечивают структурную целостность
1. Какие основные ароморфозы можно выделить в эволюции одноклеточных организмов?
• Возникновение фотосинтеза
• Митоз
• Мембранные органоиды
• Половое размножение
• Многоклеточность
2. Как жизнедеятельность древних организмов повлияла на атмосферу и литосферу Земли?
Именно цианобактерий считают «изобретателями» оксигенного фотосинтеза, при котором в качестве источника протонов и электронов используется вода, а побочным продуктом является кислород. Появление свободного кислорода сделало возможным возникновение клеточного дыхания и соответственно аэробных организмов.
Накопление кислорода в атмосфере привело к формированию в стратосфере озонового экрана, что сделало принципиально возможной жизнь на суше, защитив её от смертоносного жёсткого ультрафиолета.
В протерозое в основном сформировалась современная атмосфера.
Прокариоты – бактерии и одноклеточные водоросли – жили, по-видимому, и на суше, в плёнках воды между минеральными частицами, и в зонах частичного затопления вблизи водоёмов. Результатом их жизнедеятельности стало образование почвы.
3. Чем можно объяснить возникновение большого разнообразия многоклеточных животных в конце протерозоя? Каковы возможные причины их вымирания?
Учёные установили, что в конце протерозоя на Земле произошло несколько мощных оледенений, когда ледяной покров доходил почти до экватора. Эти катастрофические явления должны были сопровождаться вымиранием части обитателей Земли, в основном одноклеточных прокариот. При этом оставшиеся непереработанными органические вещества опускались на дно Океана, где кислорода не было, и кислород атмосферы оставался «недоиспользованным». Это привело к увеличению количества кислорода, растворённого в поверхностных водах (при понижении температуры растворимость кислорода в воде увеличивается). Повышение содержания кислорода до 5-6% от современного уровня было необходимо для успешного существования многоклеточных животных довольно крупных размеров. Эти изменения в среде обитания, очевидно, и способствовали появлению новых типов и их бурному развитию.
4. Используя доступные источники информации, подготовьте сообщение или презентацию на тему «Эдиакарская фауна».
(Ссылка на презентацию ниже.)
5. На основании материала параграфа дайте определение понятия «строматолиты».
Строматолиты – это слоистые известковые образования, созданные цианобактериями и другими микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности.
В чём особенности строения и размножения папоротников и голосеменных растений? (Биология, 5-9 кл.)
Папоротники размножаются спорами, имеют хорошо развитые корни и листья, но у них отсутствуют семена. Их жизненный цикл включает чередование поколений – спорофита (диплоидного) и гаметофита (гаплоидного).
Голосеменные (например, сосны и ели) образуют семена, но не имеют цветков и плодов. Их семена развиваются на чешуях шишек, а опыление происходит с помощью ветра.
Какие типы животных и отделы растений вам известны?
Типы животных: Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Членистоногие, Моллюски, Иглокожие, Хордовые.
Отделы растений: Водоросли, Мохообразные, Папоротникообразные, Голосеменные, Покрытосеменные (Цветковые).
Вспомните отличительные черты хордовых животных, земноводных и пресмыкающихся. (Биология, 6-9 кл.)
Хордовые имеют хорду (или позвоночник), нервную трубку и жаберные щели на ранних стадиях развития.
Земноводные (амфибии) обладают голой кожей, дышат лёгкими и через кожу, их размножение связано с водой (икра).
Пресмыкающиеся (рептилии) имеют сухую кожу с чешуями, полностью перешли к лёгочному дыханию и размножаются на суше (откладывают яйца с плотной оболочкой или живорождение).
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением