Параграф 16 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 16. Развитие жизни в палеозое
После вымирания бесскелетной эдиакарской фауны широкое распространение получили животные, выработавшие внешний органический или минеральный скелет, несмотря на то что это потребовало довольно значительных энергетических затрат. Как вы думаете, какие преимущества может дать наличие скелета?
Развитие скелета стало важным эволюционным прорывом, несмотря на энергозатраты. Твёрдые структуры обеспечили защиту от хищников, опору для мышц, позволили увеличить размеры тела и освоить новые экологические ниши. в обмене веществ, накапливая кальций и другие элементы.
Приведите примеры современных членистоногих.
К этой группе относятся самые многочисленные и разнообразные животные: насекомые (бабочки, муравьи), ракообразные (крабы, креветки), паукообразные (пауки, скорпионы) и многоножки.
Перечислите группы животных, относящихся к хордовым.
Хордовые включают три основные группы: бесчерепные (ланцетники), оболочники (асцидии) и позвоночные.
Запишите основные признаки амфибий.
Земноводные сочетают признаки водных и наземных животных. Их голая кожа богата железами и участвует в дыхании. Размножаются они в воде, откладывая икру без защитных оболочек. Личинки дышат жабрами, а взрослые особи – лёгкими и кожей. Трёхкамерное сердце и непостоянная температура тела ограничивают их распространение в холодных регионах.
Приведите примеры современных голосеменных.
Среди голосеменных наиболее известны хвойные (сосны, ели), а также гинкго и саговники.
Перечислите отряды пресмыкающихся.
Пресмыкающиеся делятся на четыре отряда: черепахи, клювоголовые (единственный современный представитель – гаттерия), чешуйчатые (ящерицы и змеи) и крокодилы. Эти группы достигли расцвета в мезозойскую эру.
В ходе пермского периода господствующее положение в растительном мире от папоротников перешло к семенным растениям, а в животном от земноводных – к пресмыкающимся. Хотя растения и животные принадлежат к разным царствам живой природы, механизмы такой замены оказались практически одинаковыми. Как вы полагаете, что это были за механизмы? Что оказалось общего у семенных растений и пресмыкающихся, с одной стороны, и у папоротников и земноводных – с другой?
Переход от папоротников и земноводных к семенным растениям и пресмыкающимся произошёл благодаря сходным адаптациям. И те, и другие выработали механизмы независимости от водной среды: семена с запасом питательных веществ у растений и амниотические яйца со скорлупой у пресмыкающихся. Это позволило им успешно осваивать засушливые территории, где их предшественники не могли конкурировать.
1. Какие периоды выделяют в палеозойской эре?
Палеозойскую эру разделяют на шесть периодов – кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.
2. Какие ароморфозы позволили растениям выйти на мелководье, а затем на сушу?
• Кутикула и устьица
• Проводящие ткани
• Механические ткани
• Ризоиды
• Споры с плотной оболочкой
3. Как вы думаете, к каким последствиям привело бурное развитие растительности в девоне и карбоне?
Бурное развитие растительности в девоне и карбоне привело к ряду глобальных изменений. Формирование почвы стало возможным благодаря разложению органики. Резкое увеличение содержания кислорода в атмосфере (до 35% в карбоне) создало условия для появления насекомых. Остатки древних лесов, не подвергшиеся полному разложению, сформировали обширные залежи каменного угля, давшие название карбонскому периоду. Одновременно происходила эволюция животных – членистоногие и первые позвоночные начали осваивать сушу, используя растения как источник пищи и среду обитания.
4. Разделившись на группы, подготовьте сообщения или компьютерные презентации на тему «Первопроходцы суши» о первых вышедших на сушу растениях и животных.
Примерно 470–450 миллионов лет назад, в ордовикском периоде, первыми на сушу вышли растения. Ими стали предки современных мхов и печеночников — простейшие наземные организмы, не имевшие корней и проводящих тканей. Эти растения жили вблизи водоёмов и зависели от воды для размножения, так как их сперматозоиды могли оплодотворять яйцеклетки только в водной среде. Однако они уже обладали рядом важных адаптаций: клеточные стенки защищали от высыхания, а специальные пигменты — от ультрафиолетового излучения. Такие изменения позволили им начать осваивать новую среду.
Постепенно растения совершенствовали свою структуру. Появились проводящие ткани, что дало возможность перемещать воду и питательные вещества внутри организма. Сформировались примитивные корни и стебли. Это привело к возникновению первых высших растений — папоротников и плаунов. Такие изменения позволили растениям заселять всё более удалённые от воды территории. Растения способствовали образованию почвы, увеличению содержания кислорода в атмосфере и созданию условий для дальнейшего развития жизни на суше.
Примерно на 50 миллионов лет позже, около 420 миллионов лет назад, на сушу начали выходить и первые животные. Это были членистоногие — предки пауков, скорпионов и многоножек. Они обладали хитиновым покровом, который защищал их от высыхания и хищников. У некоторых из них появились трахеи — органы дыхания воздухом. Некоторые виды откладывали яйца на суше, покрытые защитной оболочкой, что стало важным шагом в независимости от водной среды. Эти животные активно заселяли побережья и прибрежные территории.
Особое значение в освоении суши имеют первые позвоночные. Примерно 370 миллионов лет назад появились рыбы с примитивными лёгкими — такие как ихтиостега. Они могли передвигаться по мелководью и даже выползать на сушу. Со временем из них эволюционировали первые амфибии — животные, способные дышать воздухом и размножаться в воде. Именно эти организмы стали предками всех последующих наземных позвоночных, включая рептилий, млекопитающих и человека.
Выход растений и животных на сушу стал поворотным моментом в истории жизни на Земле. Он привёл к формированию новых экосистем — от болот и лесов до степей и пустынь. Благодаря этим изменениям развивались новые формы взаимодействия между организмами, такие как хищничество, конкуренция и симбиоз. Освоение суши стало основой для эволюции множества форм жизни, включая динозавров и, в конечном итоге, человека.
5. По материалам параграфа заполните в тетради таблицу
Из курса зоологии вспомните особенности внутриутробного развития млекопитающих.
Внутриутробное развитие млекопитающих характеризуется образованием плаценты — уникального органа, обеспечивающего газообмен, питание и удаление продуктов метаболизма эмбриона через кровь матери.
Что называют дивергенцией? (§1.)
Дивергенция — это эволюционное расхождение признаков у родственных видов, возникающее из-за приспособления к разным условиям среды.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением