Упр.139 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
139. Найдите в предложениях слова, употреблённые в переносном значении; определите способ переноса лексического значения: метафору, метонимию, синекдоху. Выпишите слова с пропусками и скобками вместе с главными для них или зависимыми от них словами; определите вид подчинительной связи.
1) Навстречу шла румя(н,нн)ая, плотная, счастливая физиономия с пышными бронзовыми бровями (Б. Ямпольский). 2) Пр...рулением животных люди занимались на з...ре человеческой культуры (Н. Пржевальский). 3) Кто ловит душу, кто пять тысяч душ... (М. Лермонтов). 4) Бор видал и железные шеломы княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рва(н,нн)ые шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновских французишек (Е. Замятин). 5) Паровоз, отдуваясь, выпустил белоснежные бакенбарды (И. Ильф, Е. Петров). 6) Без упрашиваний гость лишнего стакана не выпьет... (И. Бунин). 7) Ромашки при морщил и белые ресницы на жёлтых зрачках (В. Астафьев). 8) Слабое женское сословие, густо облепившее подоко(н,нн)ики, очень негодовало на дворника, но от окон не отходило (И. Ильф, Е. Петров). 9) Но ты знаешь, что карандаш мне никогда не давался (В. Одоевский). 10) С тех пор и поныне не нашлось, видимо, иного средства поправлять свои дела, кроме меча, грабежа и лукавства (АЛ. Толстой). 11) В ноябре Гагры стояли
тихими, безлюдными, но они были полны света, осе(н,нн)его тепла, а в маленьких садиках, в тесноте (н...) крупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов (В. Гроссман). 12) Обве...н вещею дремотой, полураздетый лес грустит (Ф. Тютчев).
Найдите в предложениях слова, употреблённые в переносном значении; определите способ переноса лексического значения: метафору, метонимию, синекдоху.
1. Навстречу шла румяная, плотная, (метафора) счастливая физиономия (синекдоха) с пышными бронзовыми (метафора) бровями.
2. Приручением животных люди занимались на заре (метафора) человеческой культуры.
3. Кто ловит (метафора) душу, (метонимия) кто пять тысяч душ... (метонимия)
4. Бор (синекдоха) видал (метафора) и железные шеломы княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновских французишек.
5. Паровоз, отдуваясь, (метафора) выпустил белоснежные бакенбарды. (метафора)
6. Без упрашиваний гость лишнего стакана (метонимия) не выпьет...
7. Ромашки приморщили (метафора) белые ресницы (метафора) на жёлтых зрачках. (метафора)
8. Слабое женское сословие, (синекдоха) густо облепившее (метафора) подоконники, очень негодовало на дворника, но от окон не отходило.
9. Но ты знаешь, что карандаш (метонимия) мне никогда не давался. (метафора)
10. С тех пор и поныне не нашлось, видимо, иного средства поправлять (метафора) свои дела, кроме меча, грабежа и лукавства. (метонимия)
11. В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными, но они были полны света, осеннего тепла, а в маленьких садиках, в тесноте некрупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры (метафора) мандаринов и апельсинов.
12. Обвеян вещею дремотой, полураздетый (метафора) лес грустит. (метафора)
Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Синекдоха – литературный троп, основанный на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Метонимия – это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Объясним пропущенные орфограммы:
1. Навстречу шла румяная, (в суффиксе –ян- пишется одна н) плотная, счастливая физиономия с пышными бронзовыми бровями.
2. Приручением (приставка при- имеет значение «действие в чьих-либо интересах») животных люди занимались (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) на заре (чередование –зар-/-зор-, в безударном положении пишется гласная а: на заре) человеческой культуры.
3. Кто ловит душу, кто пять тысяч душ...
4. Бор видал и железные шеломы княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рваные (образовано от глагола несовершенного вида: рвать (что делать)) шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновских французишек.
5. Паровоз, отдуваясь, выпустил белоснежные бакенбарды.
6. Без упрашиваний гость лишнего стакана не выпьет...
7. Ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках.
8. Слабое женское сословие, густо облепившее подоконники, (образовано от слова с основой на согласный н с помощью суффикса –ник-: окн-о + -ник-) очень негодовало на дворника, но от окон не отходило.
9. Но ты знаешь, что карандаш мне никогда не давался.
10. С тех пор и поныне не нашлось, видимо, иного средства поправлять свои дела, кроме меча, грабежа и лукавства.
11. В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными, но они были полны света, осеннего (образовано от существительного с основой на согласный н с помощью суффикса –н-: осень + -н-) тепла, а в маленьких садиках, в тесноте некрупных (можно заменить синонимом: мелких; обозначает слово с противоположным значением) деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов.
12. Обвеян (в суффиксах причастий, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется та же гласная, что и в инфинитиве: обвеять) вещею дремотой, полураздетый лес грустит.
Выпишите слова с пропусками и скобками вместе с главными для них или зависимыми от них словами; определите вид подчинительной связи.
- румяная физиономия; физиономия (какая?) румяная; полное согласование
- занимались приручением; занимались (чем?) приручением; беспредложное управление
- занимались на заре; занимались (когда?) на заре; предложное управление
- рваные шапки; шапки (какие?) рваные; полное согласование
- облепившее подоконники; облепившее (что?) подоконники; беспредложное управление
- осеннего тепла; тепла (какого?) осеннего; полное согласование
- некрупных деревьев; деревьев (каких?) некрупных; полное согласование
- обвеян дремотой; обвеян (чем?) дремотой; беспредложное управление
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением