Параграф 13 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§13. Древнее Двуречье
Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы», Месопотамия, зиккурат.
Шумеры — древний народ, который создал первые государства в Двуречье более пяти тысяч лет назад.
Клинопись — особое письмо Двуречья. Значки имели форму клинышков, их выдавливали палочкой на мягкой глине.
Глиняная табличка — «бумага» древних жителей Двуречья. На этих мягких глиняных плиточках писали клинописью, а затем обжигали их в печи для прочности.
«Отец школы» — так почтительно называли главного учителя в школе писцов.
«Сыновья школы» — так называли учеников в школе писцов.
Месопотамия — другое название Двуречья, которое дали этой стране греки. Оно означает «Междуречье».
Зиккурат — высокая ступенчатая башня, храм бога-покровителя города. На её вершину, в святилище, могли подниматься только жрецы.
Проверьте себя.
1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?
Данные имена принадлежат богам междуречья. Покровителями разных городов были разные боги. одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?
Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более пяти тысяч лет назад.
3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?
Ступенчатые башни (зиккураты) были храмами. Жрецы поднимались на их вершину, чтобы, как верили люди, беседовать с богами. Кроме того, жрецы использовали высокие башни для наблюдений: они составляли календарь, вычисляли сроки затмений и предсказывали судьбу по звёздам.
4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?
В клинописи было несколько сотен знаков, потому что один значок мог обозначать целое слово (например, «звезда», «нога») или слог (как в ребусе). В нашем же алфавите каждая буква обозначает в основном только один звук, поэтому букв намного меньше.
Опишите рисунок нашего времени «Школа в Двуречье» по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.
Ученики сидят на полу или на скамейках и внимательно слушают учителя. У каждого в руках глиняная табличка и палочка для письма. Учитель («отец школы») сидит перед ними, он что-то объясняет или диктует. В углу комнаты работник разминает глину, чтобы приготовить её для новых табличек, ведь глина была главным материалом для письма.
Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?
Потому что в Южном Двуречье не было лесов, и дерево было очень дорогим и редким материалом. Деревянная дверь или табуретка считались ценным имуществом, признаком богатства, которое можно было передать по наследству.
Познакомьтесь с текстами: отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70).
1. Выделите основные идеи текстов.
Сказание о Гильгамеше: Главная идея — это ценность настоящей дружбы (Гильгамеш и Энкиду) и тщетность поиска бессмертия. История учит, что бессмертие недоступно людям, и важно ценить свою жизнь и совершать добрые дела.
Миф о потопе: Основная идея — это спасение и прощение. Даже если боги разгневались на всех людей, они всегда готовы простить тех, кто добр и праведен (как Утнапишти). Миф также объясняет, как после большой катастрофы жизнь на земле возрождается.
2. Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?
Потому что разливы рек Тигр и Евфрат были очень бурными и разрушительными. Внезапные и сильные наводнения, сносившие целые селения, были настоящей катастрофой для жителей Двуречья. Их жизненный опыт подсказал им сюжет о великом потопе, посланном разгневанными богами.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением