Параграф 18 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§18. Ассирийская держава
Объясните значение слов: таран, конница, держава, глиняные книги.
Таран — это осадное орудие ассирийцев. Тяжёлое бревно с железным наконечником, подвешенное на ремнях к раме.
Конница — это отряды воинов, сражающихся верхом на лошадях.
Держава — большое и сильное государство, которое подчинило себе многие другие страны и народы. Ассирийская держава была одной из самых крупных в древности.
Глиняные книги — это «книги» в древнем Двуречье и Ассирии. Тексты клинописью выдавливались на мягких глиняных табличках, которые потом обжигались для прочности. Они не горели и могли храниться очень долго.
Проверьте себя.
1. В чём преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными?
Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда встречалась в природе редко и стоила довольно дорого. К тому же медные и даже бронзовые орудия труда часто оказывались недостаточно твёрдыми. Железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы. Железо твёрже бронзы. С помощью железных орудий труда легче было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы.
2. Какие военные новшества применяли ассирийцы?
Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники были вооружены длинными копьями и луками. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины-силачи раскачивали тяжёлое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.
3. Как вели себя ассирийцы в завоёванных странах?
В завоёванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Ассирийцы уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Всё, что было ценного в захваченных городах, они увозили к себе. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови.
4. О чём были написаны книги из библиотеки царя Ашшурбанапала? Почему библиотека не погибла в пылающей Ниневии?
В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Были и сочинения мудрецов о движении небесных светил. Библиотека уцелела — ведь глиняные книги не горят, а становятся прочнее после обжига.
Поработайте с картой (см. с. 87). Найдите Ассирийскую державу и её столицу. Определите, какие страны были покорены ассирийцами.
Её столицей был город Ниневия. Покорённые страны: Ассирийцы завоевали огромные территории: Вавилонию, Финикию (города Библ, Тир, Сидон), часть Палестины, Египет и горное царство Урарту.
Опишите по рисунку нашего времени осаду города ассирийцами (см. с. 89).
На рисунке изображена осада мощной крепости. Ассирийские воины в остроконечных шлемах и с круглыми щитами окружили город. Одни лучники обстреливают стены из тугих луков, чтобы не дать защитникам поднять головы. Другие воины приводят в действие таран — огромное бревно на колёсах или раме, которым они бьют в городские ворота или стену, чтобы пробить брешь. Вся картина передаёт мощь, организованность и беспощадность ассирийской армии.
Познакомьтесь с текстом «Летопись ассирийского царя» (см. с. 90) и ответьте на вопросы:
1. Чем похвалялся владыка Ассирии?
Царь Синахериб похвалялся своей военной мощью и жестокостью. Он с гордостью рассказывает, как разгромил врага, захватил его дворец и забрал все сокровища. Но больше всего он хвастается тем, что угнал в плен 200 тысяч человек и жестоко казнил непокорных, развесив их трупы на кольях вокруг города.
2. Синахериб называет себя «любящим справедливость»; подумайте, что царь считал справедливым. Соответствуют ли его представления о справедливости современным?
Нет, его представления о справедливости совершенно не соответствуют современным. Для Синахериба «справедливость» и «добро» означали беспрекословное подчинение его воле и жестокое наказание всех, кто осмелился ему сопротивляться. То, что он называл «справедливым» (грабёж, убийства, насильственное переселение народов), сегодня считается ужасными военными преступлениями и нарушением прав человека.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением