Урок 125 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Прочитай предложения. Сколько в каждом из них грамматических основ? А сколько частей?Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.Вдоль дорожки росла сирень, а в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Прочитай предложения. Сколько в каждом из них грамматических основ? А сколько частей?
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
Сделай вывод о том, как разделяются части сложного предложения.
Части сложного предложения разделяются запятой.
Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин)
Учись применять правило
1. Найди грамматическую основу предложения.
2. Если грамматическая основа не одна, то предложение сложное. Определи, сколько частей в данном сложном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ предложения).
3. Найди союз, который связывает части сложного предложения.
4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
Пример.
1. В предложении Ветерок перебирает пёструю листву и в нём уже чувствуется осенняя прохлада две грамматические основы: а) ветерок перебирает; б) прохлада чувствуется.
2. Это сложное предложение, в нём две части.
3. Части сложного предложения связывает союз и.
4. Первая часть сложного предложения заканчивается словом листву. После этого слова перед союзом и ставим запятую:
Ветерок перебирает пёструю листву, и в нём уже чувствуется осенняя прохлада.
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
(2 грамматические основы, 2 части).
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
(2 грамматические основы, 2 части).
Вывод: части сложного предложения разделяются запятыми.
Упражнение 1. Спиши предложения. Подчеркни грамматические основы предложений. Поставь пропущенные знаки препинания.
Вокруг простиралось поле и только справа тянулся молодой лесок.
Ветки покрыты снежными хлопьями но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
Вдали раздавались раскаты грома а в воздухе чувствовалась сырость.
Другой берег густо порос камышом и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.
(А. Чехов)
Вокруг простиралось поле, и только справа тянулся молодой лесок.
Ветки покрыты снежными хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
Вдали раздавались раскаты грома, а в воздухе чувствовалась сырость.
Другой берег густо порос камышом, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.
Упражнение 2. Выпиши сначала сложное предложение, а затем простые. Поставь пропущенные знаки препинания. Объясни, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет.
Снег розовел на солнце и синел в тени. (А. Куприн)
Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана. (А. Свирский)
Небо затянулось облаками и пошёл тихий серый дождь. (К. Паустовский)
Павел сел на табуретку у стола и устало склонил голову на ладонь. (Н. Островский)
Сложное предложение:
Небо затянулось облаками, и пошёл тихий серый дождь.
Простые предложения:
Снег розовел на солнце и синел в тени.
Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана.
Павел сел на табуретку у стола и устало склонил голову на ладонь.
В сложном предложении союз И связывает части предложения, поэтому перед ним ставится запятая. В простых предложениях союз И связывает однородные члены, а в этом случае перед одиночным союзом И запятая не ставится.
Упражнение 3. Проверь, правильно ли поставлены знаки препинания. Если есть ошибки, письменно исправь их.
Я беру лодку, и иду к реке.
Раздаётся звонок, и мама открывает дверь.
Океан бушевал и яхта дрожала.
Я поднял глаза и увидел белку.
Я беру лодку и иду к реке.
Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится.
Раздаётся звонок, и мама открывает дверь.
Части сложного предложения разделяются запятой.
Океан бушевал, и яхта дрожала.
Части сложного предложения разделяются запятой.
Что такое обобщающее слово? Расскажи о знаках препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. Используй данные схемы.
Обобщающее слово – это общее название для группы слов, которые перечисляются при помощи однородных членов.
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами (схема 1), то оно отделяется от них двоеточием.
2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов (схема 2), то перед ним ставится тире.
Упражнение 4. Спиши предложения, объясни постановку знаков препинания. Подчеркни обобщающие слова в предложениях. В последнем предложении поставь знаки препинания.
В древности плыли груженные товарами корабли по прославленным рекам: по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным Енисею и Лене.
(И. Соколов-Микиток)
Было морозное декабрьское утро. На полу, на занавесках, на диване — везде солнечный свет. (Ю. Бондарев)
Мёдом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами — разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой древности. (И. Соколов-Микитов)
Летом и осенью в лесах Беловежской пущи вызревают многочисленные ягоды черника земляника брусника клюква. (В. Вольский)
В древности плыли груженные товарами корабли по прославленным рекам: по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным Енисею и Лене.
Было морозное декабрьское утро. На полу, на занавесках, на диване — везде солнечный свет.
Мёдом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами — разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой древности.
Летом и осенью в лесах Беловежской пущи вызревают многочисленные ягоды: черника, земляника, брусника, клюква.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением