Урок 124 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Упражнение 1. Выпиши только сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Определи вид сложных предложений.
Снег под ногами скрипел от мороза, но мы не чувствовали холода.
Лодка причалила к острову, и мы сошли на берег.
Я вспомнил, что вечером мы собирались в кино.
Набежал ветерок, пахнул ночной свежестью и принёс ночные запахи травы.
В глубине сада росла старая яблоня.
Мы уже сделали все уроки, когда родители вернулись с работы.
Снег под ногами скрипел от мороза, но мы не чувствовали холода. (Сложносочиненное предложение)
Лодка причалила к острову, и мы сошли на берег. (Сложносочиненное предложение)
Я вспомнил, что вечером мы собирались в кино. (Сложноподчиненное предложение)
Мы уже сделали все уроки, когда родители вернулись с работы. (Сложноподчиненное предложение)
Что связывают союзы в предложениях?
Туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки.
Солнце уже взошло, и на цветах блестела роса.
Мы с мамой спрятались под дерево, но солнечный дождик уже кончился.
Мои друзья увлекаются не футболом, а плаванием.
Сестра обещала взять меня с собой на репетицию завтра или послезавтра.
Я должен вовремя сделать уроки, или сестра не возьмёт меня на репетицию.
Союзы и, или, а, но могут связывать не только однородные члены предложения, но и части сложносочинённого предложения.
Мы очень торопились, но всё равно опоздали.
Ветер утих, но мороз не ослабел.
[ ], но []
Туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки (однородные сказуемые).
Солнце уже взошло, и на цветах блестела роса (две части сложносочиненного предложения).
Мы с мамой спрятались под дерево, но солнечный дождик уже кончился (две части сложносочиненного предложения).
Мои друзья увлекаются не футболом, а плаванием (однородные дополнения).
Сестра обещала взять меня с собой на репетицию завтра или послезавтра (однородные обстоятельства).
Я должен вовремя сделать уроки, или сестра не возьмёт меня на репетицию (две части сложносочиненного предложения).
Можно сделать вывод, что союзы в предложениях могут связывать однородные члены или части сложного предложения.
Упражнение 2. Выпиши предложения в порядке схем.
1. В воскресенье мы пойдём в музей или в театр.
2. Летом шли сильные, но короткие дожди.
3. Голос звучал громко, но слов я не разобрал.
4. Поезд проезжал по мосту, и девочка загляделась на реку.
5. Вся поляна пестрела цветами, а в воздухе носились разноцветные бабочки.
6. Задача не решалась, или я просто устал.
Какие сложные предложения тебе встретились?
Союзы, которые связывают однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, называются сочинительными: и, а, но, или.
1 схема.
3. Голос звучал громко, но слов я не разобрал. (Сложносочиненное предложение)
2 схема.
5. Вся поляна пестрела цветами, а в воздухе носились разноцветные бабочки. (Сложносочиненное предложение)
3 схема.
2. Летом шли сильные, но короткие дожди.
4 схема.
6. Задача не решалась, или я просто устал. (Сложносочиненное предложение)
5 схема.
4. Поезд проезжал по мосту, и девочка загляделась на реку. (Сложносочиненное предложение)
6 схема.
1. В воскресенье мы пойдём в музей или в театр.
Упражнение 3. Закончи предложения и запиши их в тетрадь.
Кончился дождь, и [ ]. Кончился дождь, а [ ].
Море плескалось и О. Море плескалось, и [ ].
В выходные я играю с друзьями на улице или О.
В выходные я играю с друзьями, или [ ].
Кончился дождь, и я пошёл гулять. Кончился дождь, а солнышко так и не выглянуло.
Море плескалось и пенилось. Море плескалось, и над ним кружили чайки.
В выходные я играю с друзьями на улице или дома.
В выходные я играю с друзьями, или мы едем с родителями на дачу.
Упражнение 4. Прочитай предложения. Какими союзами можно заменить выделенные слова? Являются ли выделенные слова союзами? Запиши каждое предложение дважды: с выделенным словом и с союзом, которым его можно заменить.
Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода. (А. Чехов)
Я старался выглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда. (В. Гиляровский)
Зато, однако, да — сочинительные союзы. Они являются синонимами союза но.
Выделенные слова являются сочинительными союзами и их можно заменить союзом НО.
Грибы редко попадались, но мы вдоволь полакомились земляникой.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода.
Я старался выглянуть в окно, но оно всё было бело от снега и льда.
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши сложносочинённые предложения. Подчеркни грамматические основы.
Купание медвежат
Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышла на берег большая бурая медведица, и за ней выбежали два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного детёныша за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его.
Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков и спихнула в воду.
Оба медвежонка остались очень довольны купанием. Вода хорошо освежила их в знойный день. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(По В. Бианки)
Проверь себя: надо выписать три предложения.
1. Из чащи вышла на берег большая бурая медведица, и за ней выбежали два весёлых медвежонка.
2. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его.
3. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением