Урок 123 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Выбери правильный ответ. Предложение не может существовать: 1) без второстепенных членов; 2) без однородных членов; 3) без грамматической основы.Предложение не может...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Выбери правильный ответ. Предложение не может существовать: 1) без второстепенных членов; 2) без однородных членов; 3) без грамматической основы.
Предложение не может существовать без грамматической основы.
Ответ: 3).
Упражнение 1. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении?
Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.
Предложение, которое состоит из двух или более частей, называется сложным. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа. Части сложного предложения связаны по смыслу и с помощью интонации.
Недавно прошёл дождь, а дорога уже высохла.
Мы выехали, когда заря разгоралась.
Мороз пощипывает нос и щёки.
(1 грамматическая основа)
Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.
(2 грамматические основы)
Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.
(2 грамматические основы)
Упражнение 2. Прочитай текст. Выпиши только сложные предложения. Подчеркни грамматические основы.
Образец устного рассуждения. Предложение По вечерам я читаю, а Костя рисует — сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) я читаю; 2) Костя рисует.
Красная площадь
Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь. Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.
А Красная площадь — болыная-болыпая. И там эта стена с зубчиками и башни. На одной башне часы высоко приделаны. У них стрелки и цифры золотые.
Я смотрел на часы, а они звонили.
(По Б. Житкову)
Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь. Предложение сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) мама спросила; 2) Красная площадь находится.
Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.
Предложение сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) он объяснил; 2) мы пришли.
Я смотрел на часы, а они звонили.
Предложение сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) я смотрел; 2) они звонили.
В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой?
Труд человека кормит, а лень портит.
Чёрная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.
Я заметил, что мои спутники устали.
Мы не знали, когда придут друзья.
Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочинённым.
Труд человека кормит, а лень портит.
Чёрная туча закрыла солнце, проливной дождь застучал в окно.
Предложение, в котором можно задать вопрос от одной части к другой, называется сложноподчинённым. Его части неравноправны: одна — главная, другая — зависимая.
Я заметил, что мои спутники устали.
Мы не знали, когда придут друзья.
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения можно записать с помощью схем. Труд человека кормит, а лень портит.
[ ], а [ ].
Я заметил, что мои спутники устали.
[ ], (что).
Как различить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения
1. Найди грамматические основы.
2. Задай вопрос от одной части сложного предложения к другой: если вопрос задать нельзя, предложение сложносочинённое; если вопрос задать можно, предложение сложноподчинённое.
Примеры.
Учитель вошёл в класс, но тишина наступила не сразу.
В этом предложении две грамматические основы:
1) учитель вошёл;
2) тишина наступила.
От одной части сложного предложения к другой вопрос задать нельзя. Следовательно, это сложносочинённое предложение.
Мы остались дома, потому что начался снегопад.
В этом предложении две грамматические основы:
1) мы остались;
2) снегопад начался.
От одной части сложного предложения к другой можно задать вопрос:
Мы остались дома, потому что начался снегопад.
Следовательно, это сложноподчинённое предложение.
Я заметил (что?), что мои спутники устали.
Мы не знали (чего?), когда придут друзья.
Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши сложные предложения, подчеркни в них основы. В скобках укажи вид сложного предложения (сложносочинённое или сложноподчинённое). В сложноподчинённом предложении письменно задай вопрос от одной части к другой.
Лес Емеля знал хорошо, потому что он целую жизнь бродил по нему с ружьём и собакой. Все тропы, все приметы знал старик на сто вёрст кругом.
В конце июля в лесу было особенно хорошо. В воздухе стоял чудный аромат цветов, и с неба глядело ласковое летнее солнышко. Крупный лес крестьяне вырубили, а около дороги ютились молодые берёзки. В одном месте открывался широкий вид на далёкие горы и на деревню Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины. Крестьянские избы казались отсюда чёрными точками. Емеля долго глядел на свою избушку и думал о внучке.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
1) Лес Емеля знал хорошо (почему?), потому что он целую жизнь бродил по нему с ружьём и собакой. (Сложноподчинённое)
2) В воздухе стоял чудный аромат цветов, и с неба глядело ласковое летнее солнышко. (Сложносочинённое)
3) Крупный лес крестьяне вырубили, а около дороги ютились молодые берёзки. (Сложносочинённое)
Упражнение 4. Продолжи предложения, чтобы они стали сложными. Определи вид сложного предложения.
Прорастёт семечко, и ... .
Дождь совсем прошёл, когда ... .
Мальчик вошёл в комнату, а ... .
Мы с грустью смотрели, как ... .
Прорастёт семечко, и вырастет яблонька. (Сложносочинённое)
Дождь совсем прошёл, когда мы приехали домой. (Сложноподчинённое)
Мальчик вошёл в комнату, а там его уже ждал сюрприз. (Сложносочинённое)
Мы с грустью смотрели, как вдаль уплывал наш кораблик. (Сложноподчинённое)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением