Упр.111 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
111. Выполните одно из предложенных заданий.
1. Составьте краткий конспект одного из параграфов раздела: § 32 «Возникновение и развитие славянской письменности», § 33 «Из истории русской графики» или § 35 «Из истории русской орфографии».
Краткий конспект параграфа 32 «Возникновение и развитие славянской письменности»
1. Великая Моравия и славянская письменность:
- Великая Моравия была крупным государством в IX начале X века, включавшим территории современной Моравии, Словакии, Чехии, Польши и других регионов.
- в 863 году князь Ростислав обратился к византийскому императору с просьбой организовать богослужение на славянском языке для ослабления зависимости от баварского духовенства.
2. Создание славянской письменности:
- Братья Кирилл и Мефодий были отправлены Византией в Моравию для создания славянского алфавита и перевода богослужебных текстов.
- Кирилл разработал глаголицу, первый славянский алфавит.
- Позже была создана кириллица, основанная на греческом письме, с добавлением букв для славянских звуков.
3. Развитие старославянского языка:
- Старославянский язык был создан для перевода религиозных текстов и стал первым литературным языком славян.
- Он вобрал в себя греческую языковую культуру и терминологию, став средством культурного обмена среди славянских народов.
4. Лексическое и словообразовательное развитие:
- При переводе текстов использовались методы калькирования, заимствования и переосмысления слов.
- в старославянском языке были созданы новые словообразовательные модели, такие как суффиксы -тель, -ость, -ств и другие, под влиянием греческих моделей.
2. Составьте аннотацию к разделу 9 «Принципы русской графики и орфографии».
3. Подготовьте реферативное сообщение «Реформы азбуки и русского правописания».
Для того чтобы запомнить, зафиксировать услышанную или прочитанную информацию, делаются записи, то есть создаётся текст. Именно он помогает восстановить нужную информацию (более или менее подробно). Если был составлен план, то он позволит вспомнить логику, ход рассуждений. Тезисы, кроме логики высказывания, фиксируют и основные положения усвоенной информации, предоставляют возможность более осмысленно развить свою мысль, выдвшгуть и доказать свою точку зрения. Если конспект воспроизводит текст почти целиком, то план — это своеобразная схема, алгоритм логических пунктов размышления, написания творческой или научной работы, реферата и т. д. Тезисы, помимо этих функций, включают суждения для дальнейшего развития. Конспект, план, тезисы — средства организации умственного труда, способы информационной переработки текста. Они помогают вырабатывать и совершенствовать логику' мышления, навыки построения текста определённого жанра, объёма и содержания.
Тезисы (греч. thesis — положение, утверждение) — форма изложения научных вопросов, особая форма переработки информации, содержащая кратко сформулированные положения текста. В тезисах последовательно раскрываются тема и основная мысль текста. Назначение тезисов — указать пуль решения рассматриваемой проблемы. Положения тезисов, как и пункты плана, нумеруются.
Виды тезисов:
1) основные (предполагают самостоятельную формулировку);
2) простые (составляют из цитат текста);
3) сложные (цитаты и самостоятельная формулировка).
Таким образом, тезисы повторяют кратко сформулированные основные положения текста; представляют сжато аргументы автора; показывают суть содержания; анализируют и обобщают материал доклада (статьи, реферата, выступления).
Реформы азбуки и русского правописания
Введение
Русское письмо сложилось в 10-11 веках на основе старославянской азбуки кириллицы. Однако кириллица не полностью соответствовала звуковому строю русского языка, поэтому с самого начала применения в Древней Руси старославянской письменности начался процесс её приспособления к русскому языку.
Первая реформа Петра
Первая реформа русского письма была осуществлена Петром I в 1708-1710 годах. Из алфавита были устранены ненужные буквы, такие как омега, пси, ижица, юс большой и юс малый. Введены буквы Е вместо ять, Я вместо и. Однако остались фита и лишняя буква i (и). Реформа коснулась и печатной графики: начертания букв были округлены и упрощены, устранены надстрочные знаки – ударения и титла, введены система обозначения чисел арабскими цифрами (вместо букв). Реформированный шрифт получил название гражданской азбуки (гражданского шрифта).
Дальнейшее развитие
На протяжении 19-начала 20 веков велась работа по освобождению алфавита от остававшихся в нём дублетных букв и постепенно разрабатывались правила орфографии. Значительную роль сыграла деятельность русского филолога, академика Петербургской Академии Наук, профессора Гельсингфорсского (ныне Хельсинки) университета, вице-президента АН Якова Карловича Грота (1812-1893), издавшего в 1873 году фундаментальный труд «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне».
Реформа 1917 года
В 1904 году при Академии наук была образована орфографическая комиссия, которая подготовила проект реформы русской орфографии. Проект был пересмотрен и уточнён в мае 1917 года. Новая русская орфография получила утверждение в законодательном порядке лишь при Советской власти декретами Народного комиссариата просвещения от 23 декабря 1917 года и Совета Народных Комиссаров от 10 октября 1918 года. Из алфавита были изъяты буквы ять, i (и), фита и ер в конце слов (и частей сложных слов) после согласных.
Заключение
Реформы азбуки и правописания сыграли важную роль в развитии русского языка, сделав его более удобным и понятным для использования. Современные правила правописания, утверждённые в 1918 году, в основных чертах сохраняют силу и до нашего времени.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением