Упр.105 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
105. Внимательно прочитайте поговорки, считалки и выражения, в которых сохранились названия букв старого русского алфавита.
1) Аз не без глаз, про себя вижу. 2) Когда-то ещё буки будут. 3) Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. 4) При ести грош медный, при нете серебряный. 5) Не суйся, ижица, наперёд аза. 6) Кабы не буки-еры да не люди-аз-ла, далеко бы увезла. 7) Все люди, как люди, а мы. как мыслете. 8) Сам оником, ручки фертом. 9) Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. 10) Строить юсы. 11) Фита да ижица — к ленивому плеть ближится. 12) Рцы слово твёрдо. 13) Сделать на ять.
1. Как вы понимаете значение этих выражений?
1. Аз не без глаз, про себя вижу.
Значение: человек осознаёт или замечает что-то, что происходит вокруг него или с ним самим. Это выражение подчёркивает, что человек не слеп к происходящему и способен воспринимать и понимать окружающую действительность.
2. Когда-то ещё буки будут.
Значение: в будущем обязательно произойдут какие-то события или изменения. Это выражение используется, чтобы подчеркнуть, что текущие трудности или задержки не вечны, и в конечном итоге всё наладится или изменится к лучшему.
3. Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять.
Значение: в современном контексте может использоваться для описания сложных или неразрешимых проблем, которые кажутся непреодолимыми. Выражение подчёркивает, что если важные элементы или знания утрачены, их восстановление или понимание может быть крайне трудным или невозможным.
4. При ести грош медный, при нете серебряный.
Значение: люди ценят и осознают ценность вещей только после их утраты. Даже простые вещи могут стать важными, когда их теряешь, и потеря может усилить нашу привязанность к ним.
5. Не суйся, ижица, наперёд аза.
Значение: важно соблюдать порядок и последовательность в делах и обучении. Попытки сделать что-либо сложное или важное без должной подготовки могут привести к неудачам и разочарованиям.
6. Кабы не буки-еры да не люди-аз-ла, далеко бы увезла.
Значение: базовые знания и навыки важны для достижения успеха в любой области. Без прочного фундамента невозможно продвинуться далеко и достичь значительных результатов.
7. Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
Значение: может использоваться для описания людей или групп, которые выделяются своим необычным или нестандартным поведением. Такие люди или группы выделяются на фоне большинства и могут вызывать удивление или непонимание.
8. Сам оником, ручки фертом.
Значение: может использоваться для описания людей, которые ведут себя высокомерно и самоуверенно, несмотря на свои небольшие достижение или статус. Такое поведение может вызывать раздражение или насмешки у окружающих.
9. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.
Значение: может использоваться для описания людей, которые пытаются учить других, не имея достаточных знаний или опыта. Такие попытки часто вызывают раздражение и недоверие у окружающих, так как люди видят несоответствие между словами и реальными навыками.
10. Строить юсы.
Значение: может использоваться для описания ситуаций, когда кто-то создаёт сложные и запутанные юридические или бюрократические процедуры с целью получения выгоды или уклонения от ответственности. Такие действия часто вызывают недоверие и раздражение у окружающих, так как они видят в них попытку обмануть или запутать.
11. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
Значение: лень и бездействие могут привести к негативным последствиям. Важно быть активным и трудолюбивым, чтобы избежать наказания или неприятных ситуаций.
12. Рцы слово твёрдо.
Значение: важно помнить о уверенности и решительности в речи и действиях. Уверенность и твёрдость в словах могут помочь в достижении целей и убеждении других.
13. Сделать на ять.
Значение: может использоваться для похвалы за хорошо выполненную работу или для обозначения высоких стандартов качества. Выполнение задачи должно быть не только правильным, но и безупречным.
2. Проведите самостоятельное лингвистическое исследование; результаты оформите как научную мини-статью.
Изменение русского алфавита с момента возникновения до наших дней
Введение
Русский алфавит, как и многие другие алфавиты, прошел долгий путь изменений и преобразований. Его история начинается с создания старославянской азбуки, которая претерпела множество реформ и модификаций, чтобы достичь своего современного вида.
Создание старославянской азбуки
В 863 году братья Кирилл и Мефодий создали старославянский алфавит, известный как глаголица. Позже, на основе греческого письма, была создана кириллица, которая стала основой современного русского алфавита.
Реформы и изменения
Со временем русский алфавит претерпел значительные изменения. Некоторые буквы, такие как «кси» и «пси», исчезли, так как они обозначали звуки, которых не было в старославянском языке. Другие буквы, такие как «юс малый» и «юс большой», перестали употребляться из-за исчезновения носовых гласных звуков.
Реформа 1917-1918 годов
В 1917-1918 годах была проведена масштабная реформа русского алфавита, в результате которой были изъяты буквы «ять», і (и десятеричное) и «фита». Эти изменения упростили письмо и сделали алфавит более удобным для использования.
Современный русский алфавит
Современный русский алфавит состоит из 33 букв и является результатом многовековых изменений и реформ. Он используется в России и многих других странах, где русский язык является основным или одним из официальных языков.
Заключение
Таким образом, русский алфавит прошел долгий путь от старославянской глаголицы до современного вида. Его изменения были обусловлены различными историческими и лингвистическими факторами, что сделало его таким, каким мы его знаем сегодня.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением