Упр.115 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
115. Прочитайте текст и выполните одно из предложенных заданий.
1) Составьте краткий конспект текста.
1. Определение и цель комментария
Комментарий – это пояснительные замечания и рассуждения по проблеме текста.
Цель – показать глубокое понимание проблемы.
2. Роль в сочинении.
- демонстрирует, что читатель понял авторский замысел.
- подготавливает почву для формулировки позиции автора.
3. Расположение.
- обычно после формулировки проблемы и перед позицией автора.
- в публицистическом тексте может следовать за позицией автора.
4. Типы комментариев.
1) Текстуальный комментарий:
- анализирует текст, выявляет аспекты проблемы.
- обращает внимание на образы, композицию, примеры.
- избегает пересказа и излишнего цитирования.
2) Концепционный комментарий:
- рассуждает о природе и актуальности проблемы.
- оценивает различные точки зрения и аспекты.
5. Анализ средств выразительности:
- помогает выявить авторское отношение к проблеме.
- средства выразительности важны для понимания текста.
6. Логика и структура:
- комментарий должен быть логичным и связанным с текстом.
- помогает перейти к изложению позиции автора.
7. Концепционный комментарий:
- изучает историю, актуальность и аспекты проблемы.
- не должен уводить далеко от текста.
Комментарий должен быть основан на тексте и подводить к пониманию авторской позиции.
2) Составьте реферативное сообщение и подготовьте устное выступление перед одноклассниками на тему «Отличие формулировки проблемы, позиции автора и комментария в школьном сочинении».
Введение
В школьном сочинении по русскому языку на ЕГЭ особое внимание уделяется умению анализировать текст, формулировать проблему, выявлять позицию автора и комментировать её. Эти элементы являются ключевыми для успешного выполнения задания и требуют чёткого понимания их различий и взаимосвязей.
Формулировка проблемы
Проблема – это вопрос, на который даётся ответ в тексте. Она направлена на раскрытие какого-то понятия, связана с моральным или философским вопросом и носит негативный оттенок (неприятности, конфликты). Проблема может быть выражена утвердительным предложением или в форме вопроса.
Примеры формулировок проблемы:
1. Роль литературы в жизни человека.
2. Проявление жестокости на войне.
3. Отношение человека к слабостям других.
4. Влияние любви на людей.
Позиция автора
Позиция автора – это ответ на поставленный вопрос. Для её определения нужно понять, зачем автор рассказывает историю, что он хочет доказать, чему научить. Позиция автора может быть выражена словами героев, лирическими отступлениями, описанием героев и другими средствами художественной выразительности.
Примеры формулировок позиции автора:
1. Автор считает, что роль искусства в жизни сложно переоценить.
2. Автор хочет донести мысль, что любовь способна изменить человека.
3. Точка зрения автора на проблему выражена прямо: жестокость на войне недопустима.
Комментарий к проблеме
Комментарий в школьном сочинении по русскому языку – это анализ того, как автор пришёл к своему выводу. Его нужно писать с опорой на текст, не используя чрезмерного цитирования. В комментарии нужно указать две иллюстрации из текста (с цитатами), пояснить их и указать смысловую связь между ними.
Виды смысловой связи:
1. Равноправие (оба примера показывают, что...).
2. Противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: ...).
3. Причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения:...).
4. Следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что...).
5. Вопрос-ответ (автор задаётся вопросом... отвечая на него, он говорит о...).
Заключение
Таким образом, формулировка проблемы, позиция автора и комментарий в школьном сочинении по русскому языку на ЕГЭ играют ключевую роль в анализе текста. Понимание различий и правильное использование этих элементов помогает глубже понять смысл текста и выразить свою точку зрения.
Комментарий — это ваши пояснительные замечания, рассуждения по сформулированной проблеме текста. Цель комментария — показать, насколько глубоко и полно вы поняли проблему. Вспомните школьное сочинение по литературе: вы комментируете авторский текст, чтобы продемонстрировать, что вы не только прочитали произведение, но и поняли, что хотел сказать автор.
Помните, что по одной и той же проблеме написано множество произведений (например, по проблеме отношения человека к природе), но каждый автор обращает внимание на какой-то определённый аспект проблемы (например, неуважительное, потребительское, невнимательное отношение к природе и т. п.) и строит логику рассуждения свойственным только ему способом. Поэтому вам необходимо выявить эти аспекты проблемы и объяснить прежде всего себе, почему автор создал те или иные художественные образы, привёл те или иные примеры, иллюстрирующие его мысль, процитировал того или иного классика и т. п.
Комментарий в вашем сочинении может располагаться после формулировки проблемы, перед позицией автора. Это самое логичное расположение комментария (особенно для художественных текстов): прежде чем сформулировать позицию автора, вы в своём комментарии «готовите почву», объясняете, что помогло вам сделать именно такой вывод. Расположение комментария после позиции автора поможет вам избежать распространённой ошибки при анализе публицистического текста — дать вместо комментария формулировку позиции автора, которая в подобных текстах даётся в тексте открыто.
Комментарий может быть текстуальным и концепционным.
Текстуальный комментарий показывает, как вы поняли текст, как вы его «расшифровали», например:
Что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (жизненные наблюдения, поездка, встреча с кем-либо, прочитанная статья и т. п.)? В чём новизна авторского взгляда на проблему? Какие аспекты проблемы рассматривает автор?
Как и на каком материале автор раскрывает проблему (образы героев, особенности композиции, сюжета, жанровой формы и др.)?
Что хотел сказать автор, создавая те или иные художественные образы? Почему в основе многих текстов лежит сравнение, противопоставление или сопоставление?
Почему автор приводит те или иные примеры, иллюстрирующие его суждения, или ссылается на авторитетное мнение? Что особо подчёркивает, на чём заостряет внимание?
Где в тексте вы увидели выражение авторских эмоций? Какие чувства испытывает автор текста? Как выражено отношение автора к изображаемому? Как можно трактовать встретившиеся в тексте метафоры?
Что объединяет вроде бы разные по смыслу части текста (микротемы)? К каким выводам приходит автор? Какова логика развития авторской мысли? О чём автор заставляет задуматься?
В публицистическом тексте комментарий нужно искать в примерах. цитатах, которые приводит автор, чтобы проиллюстрировать то или иное утверждение; в художественном тексте — в языковых средствах выразительности и художественных образах. Помните, однако, что, составляя текстуальный комментарий, вы анализируете текст и своими словами объясняете, что вам помогло увидеть конкретную проблему и позицию автора, избегая пересказа и излишнего цитирования.
Комментарий проблемы также может сводиться к описанию языковых средств выразительности, однако это совсем не значит, что на языковые средства выразительности не нужно обращать никакого внимания: порой именно средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме.
Концепционный комментарий предполагает ваши рассуждения о самой проблеме, её интерпретацию, например:
К какому типу относится анализируемая проблема?
Что вы знаете об истории этой проблемы (её появление, развитие)?
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
Какие существуют точки зрения на данную проблему?
Какие аспекты проблемы существуют и какие аспекты рассматривает автор?
Концепционный комментарий не должен увести вас слишком далеко от авторского текста и помешать вам логично перейти от комментария к изложению позиции автора. Поэтому будьте предельно внимательны и обязательно опирайтесь на авторский текст.
1. Укажите, к какому типу относится приведённый ниже комментарий одной из проблем текста А.Я. Яшина.
К проблеме небезразличного отношения к окружающей действительности А.Я. Яшин обращается, рассуждая о судьбе своей родной деревни. Автора волнует не личное благополучие, а судьба односельчан, их жён и детей. Только человеку с активной жизненной позицией небезразлична каждая, даже самая маленькая проблема, а их у деревенских жителей, как мы видим, немало: пропитание, техническое обеспечение машин, состояние дорог, строительство зданий, обучение детей. Читаешь и думаешь: а как я отношусь к тому, что беспокоит окружающих меня людей?
1) текстуальный
2) концепционный
Приведённый комментарий относится к текстуальному типу, поскольку он фокусируется на конкретных аспектах текста, анализируя проблемы, поднятые автором, и их влияние на жизнь деревенских жителей.
1. Конкретные примеры проблем. В комментарии упоминаются конкретные проблемы, такие как пропитание, техническое обеспечение машин, состояние дорог, строительство зданий и обучение детей. Это указывает на текстуальный подход, так как анализ основан на конкретных деталях из текста.
2. Эмоциональная вовлечённость автора. Автор подчёркивает свою эмоциональную вовлечённость, выражая беспокойство о судьбе односельчан, их жён и детей. Это также свидетельствует о текстуальном подходе, так как акцент делается на эмоциональном воздействии текста.
3. Анализ конкретных ситуаций. В комментарии рассматриваются конкретные ситуации, такие как техническое обеспечение машин и состояние дорог, что является текстуальным анализом, так как внимание уделяется деталям, представленным в тексте.
4. Отсутствие глубокого анализа идей. В комментарии не проводится глубокий анализ идей или концепций, что характерно для текстуального подхода, который фокусируется на поверхностном анализе текста.
Таким образом, приведённый комментарий относится к текстуальному типу, так как он анализирует конкретные аспекты текста, не углубляясь в более широкие идеи или концепции.
2. Прокомментируйте две затронутые автором проблемы, используя в одном случае текстуальный, а во втором — концепционный комментарий.
Текстуальный комментарий
Для текстуального комментария к затронутым проблемам в отрывке о небезразличном отношении к окружающей действительности в произведении А.Я. Яшина можно выделить следующие аспекты:
1. Проблема судьбы родной деревни.
Автор акцентирует внимание на судьбе своей деревни, что отражает его глубокую привязанность и заботу о родных местах. Яшин описывает различные проблемы, с которыми сталкиваются жители деревни, такие как пропитание и техническое обеспечение. Эти детали показывают, что автор неравнодушен к условиям жизни своих односельчан.
Использование конкретных примеров, таких как состояние дорог и обучение детей, помогает читателю ощутить реальные трудности, с которыми сталкиваются деревенские жители. Это подчёркивает важность активной жизненной позиции, которую автор считает необходимой для решения этих проблем.
2. Проблема активной жизненной позиции.
Яшин подчеркивает, что только человек с активной жизненной позицией может быть небезразличным к проблемам окружающих. Он приводит примеры повседневных забот деревенских жителей, чтобы показать, насколько важно быть вовлечённым и ответственным.
Автор через описание конкретных аспектов жизни в деревне, таких как строительство зданий и обучение детей, иллюстрирует, что активная позиция проявляется в заботе о каждой, даже самой маленькой проблеме. Это побуждает читателя задуматься о собственном отношении к проблемам окружающих.
Таким образом, текстуальный комментарий помогает глубже понять, как автор через конкретные примеры и образы раскрывает проблемы небезразличного отношения и активной жизненной позиции.
Концепционный комментарий
Для концепционного комментария к затронутым проблемам в отрывке о небезразличном отношении к окружающей действительности в произведении А.Я. Яшина можно рассмотреть следующие аспекты:
1. Проблема небезразличного отношения к окружающей действительности.
На концептуальном уровне эта проблема касается широкой философской и социальной идеи о важности активного участия в жизни общества. Небезразличное отношение подразумевает осознание того, что каждый человек является частью сообщества и несёт ответственность за его благополучие.
В современном мире, где индивидуализм часто ставится во главу угла, Яшин напоминает о важности коллективизма и заботы о ближних. Это вызывает размышления о том, насколько мы готовы жертвовать личными интересами ради общего блага и как наше безразличие может повлиять на судьбу окружающих.
2. Проблема активной жизненной позиции.
Концептуально активная жизненная позиция предполагает не только осознание проблем, но и готовность действовать для их решения. Это связано с понятием гражданской ответственности и участия в общественной жизни.
В контексте произведения Яшина, активная жизненная позиция означает вовлечённость в решение конкретных проблем, таких как улучшение условий жизни в деревне. Это поднимает вопросы о том, как каждый из нас может внести свой вклад в улучшение окружающей среды и почему важно не оставаться в стороне.
Таким образом, концепционный комментарий позволяет рассмотреть более глубокие и общие аспекты затронутых проблем, побуждая читателя задуматься о своих собственных ценностях и роли в обществе.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением