Упр.11 ГДЗ Александрова Загоровская 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 11.	1) Прочитайте фрагмент книги Л. В. Успенского «Слово о словах», написанной в середине прошлого века. Какие события описаны в тексте? С какой целью?Вы идёте...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 6 класс, Просвещение, Учебная Литература:
11.
1) Прочитайте фрагмент книги Л. В. Успенского «Слово о словах», написанной в середине прошлого века. Какие события описаны в тексте? С какой целью?
Вы идёте где-либо по глухому лесу, вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится вперёд. И вдруг из-за вековой ели какой-то дедка дружелюбно кричит вам: «Эй, друг! Туды не ходи: там няша\» Что подумаете вы при этом?
Вы подумаете: «Дед либо нерусский, либо шутник! Няша! Скажите на милость! Что это: „бука**, „бяка“? Нашёл чем стращать!»
Но не теряйтесь в догадках; спросите в любой северной деревне и узнаете: нет, няша не «бука». Няша — на местном наречии «болото». А соваться в болото действительно ни к чему.
Слово няша известно только на Крайнем Севере. Ни рязанец, ни орловец его не поймут. Зато у них есть свои местные слова, точно так же неизвестные в других частях громадной нашей страны.
Если бы лет сорок назад где-нибудь возле Великих Лук, завидев замурзанного парнишку на деревенском крыльце, вы окликнули его: «Вань, а ваши где?», вы рисковали бы услышать в ответ что-нибудь вроде: «Да батька уже помешался, так ён на будворице орёт; а матка, тая шум с избы паше...*
Я думаю, вы побледнели бы: целая семья сошла с ума! На деле же всё было очень спокойно; ответ мальчишки можно перевести «с псковского на русский» примерно так: «Отец закончил вторую вспашку поля и теперь поднимает огород возле избы, а мать — та выметает мусор из дому...» Только и всего. Это совсем не бред безумца; это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный, в одном из его многочисленных наречий.

Автор текста говорит о том, как некоторые люди могли бы обратиться в определённых ситуациях к вам с речью, в которой встречаются хотя и русские, но совершенно незнакомые слова. Например, вы идёте вдоль реки, кто-то говорит, что впереди болото и ходить туда опасно. Либо вы спросили у парня, где его родня, а он ответил бы непонятными словами. И вы бы удивлялись, думая, что его речь похожа на речь безумца.

2) О каких особенных словах рассказано в тексте? Каким лингвистическим термином их можно назвать? Почему подобные слова во многих случаях требуют специальных объяснений?
Эти слова являются народными наречиями, т.е. диалектами.

3) О каком времени говорится в предпоследнем абзаце текста? Когда мог бы происходить такой диалог? Чтобы ответить на эти вопросы, обратите внимание на формулировку первого задания. Как вы думаете, с какой целью автор уточняет время описываемого события?
Круг чтения
Успенский Л. В. Слово о словах.
О своей книге автор написал так: «Я не пытался в „Слове о словах" последовательно, один за другим, излагать важнейшие вопросы филологии. Не рассчитывал и полностью осветить ни один из её разделов. Передо мной стояла иная цель: рассказать не всё, а кое-что из того, что люди знают о языке, может быть, даже не самое существенное, не самое важное; но зато наиболее доступное пониманию и вместе с тем способное возбудить интерес».
Андреева И. В., Баско Н. В. Русская деревня — XX век. Культурологический словарь.
Словарь включает 1300 слов, в том числе названия предметов традиционного крестьянского быта, обычаев и культурных традиций русской деревни.

В предпоследнем абзаце текста говорится о времени сорокалетней давности. Учитывая, что книга Л. В. Успенского была написана в середине прошлого века, речь идёт о начале 20 столетия. Указывая на время событий, автор хотел сказать о том, что диалекты существуют издавна.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением