Упр.106 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите обновленный решебник

Решение #1 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте тексты. Найдите метафоры и объясните их значения. Подумайте, на основе каких сравнений возникли эти метафоры и какие образы они создают.(1) Мы стоим в...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте тексты. Найдите метафоры и объясните их значения. Подумайте, на основе каких сравнений возникли эти метафоры и какие образы они создают.(1) Мы стоим в...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2014)

Изображение Прочитайте тексты. Найдите метафоры и объясните их значения. Подумайте, на основе каких сравнений возникли эти метафоры и какие образы они создают.(1) Мы стоим в...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Рассмотрите схему. Составьте устный рассказ об известных вам в группах слов в лексике русского языка. В качестве примеров используйте слова из предыдущих упражнений и материалов параграфа.
Лексика
Значение слова
Однозначные слова
Многозначные слова
Синонимы
Омонимы
Антонимы
Паронимы
Тематические группы
Ответ 1
Раздел лексики русского языка делится на несколько групп: тематические группы, паронимы, антонимы, омонимы, синонимы, многозначные слова, однозначные слова.
Однозначные слова – это слова, которые имеют только одно конкретное значение, например, клён, кот, карандаш и др.
Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько значений, зачастую совершенно разных; например: плита – 1) предмет бытовой техники для приготовления пищи; 2) большой плоский кусок камня или металла. Также можно привести в пример слова ручка (ручка двери, ручка для письма, ласковое название руки и т.д.), кисть, лист и т.д.
Синонимы – слова, которые близки друг другу по значению, но различаются в каких-то оттенках и/или сфере употребления. Например: шумный – надоедливый, красивый – красный (в значении красивый), друг – товарищ и т.д.
Омонимы – слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Примеры: замок – замок, руки (Р.п., ед. ч.) – руки (Им.п., мн. ч.), дробь (шарики для стрельбы) – дробь (математическая), очки (баллы) – очки (для зрения) и т.д.
Антонимы – слова, противоположные по значению. Например: тёплый – холодный, белый – чёрный, усидчивый – нетерпеливый.
Паронимы – слова, похожие по написанию, но различающиеся по значению. Примеры: жестокий (человек, поступок) – жёсткий (по материалу, фактуре), отборный (продукт, прошедший отбор) – отборочный (этап конкурса), сытый (наевшийся) – сытный (хорошо утоляющий голод) и др.
В тематические группы собираются слова, имеющие общность лексического значения, обозначающие в целом похожие, но не идентичные друг другу значения. Например, в группу посуда можно собрать существительные, обозначающие разные предметы посуды: чашка, тарелка, молочница, графин, чайник и т.д., а также глаголы, обозначающие действия, выполняемые с посудой: мыть, бить, вытирать и др.
Ответ 2
Лексика – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Центральной единицей для лексики является слово. Лексическое значение слова – это основное значение слова, его содержание, понятное всем носителям языка. Например, милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
По своему лексическому значению слова можно разделить на несколько групп:
- однозначные и многозначные слова;
- синонимы и антонимы
- омонимы
- паронимы
Одно слово может одновременно находится в нескольких тематических группах. Например, слово милый одновременно находится в тематических группах: многозначные слова, синонимы, паронимы.
Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение. К однозначным словам относятся имена собственные, заимствованные слова, термины, числительные. Например, гуманный, один, богатырский, помощь.
Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значения. Например:
Мягкость:
1. способность легко поддаваться надавливанию.
2. (перен.) приятность для восприятия органами чувств, отсутствие резкости (в форме, цвете, во вкусе и т. п.).
3. (перен.) приглушённость (о звуке).
4. (перен.) кроткость, уступчивость.
5. (перен.) нестрогость, снисходительность.
6. (лингв.) особенность звучания, обусловленная приближением средней части спинки языка к твёрдому нёбу (о звуке).
Синонимы – слова, различные по написанию и произношению, но имеющие схожие лексические значения.
Пример:
- друг – товарищ, приятель, дружище
- красивый – прекрасный, симпатичный, очаровательный, пригожий.
Синонимы как правило отличаются степенью выраженности одного и того же признака. Например:
Красивый – приятный на вид, радующий взгляд.
Симпатичный - приятный, вызывающий симпатию, расположение, добрые чувства.
Прекрасный - очень красивый.
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию и написание, но имеющие различные лексические значения.
Например:
Лук – растение.
Лук – оружие.
Антонимы – слова, имеющие противоположное значение.
Примеры:
- сухой – мокрый
- конец – начало
- будущий - прошлый
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.
Например: рыбий – рыбный
Рыбий - свойственный рыбе, характерный для неё; принадлежащий рыбе.
Рыбный - приготовленный из рыбы, с рыбой; сделанный из рыбы.

Прочитайте тексты. Найдите метафоры и объясните их значения. Подумайте, на основе каких сравнений возникли эти метафоры и какие образы они создают.
(1) Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако.
Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо, землю. Над нами жужжат пчёлы.
Живые крылатые вертолётики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой.
Это цветёт черёмуха. (С.Ларин)
Метафоры:
- висит облако (на цветущем дереве белые цветки черёмухи, которых настолько много, что они похожи на облако) (сходство по форме)
- дождь лепестков (падающих лепестков настолько много, что они похожи на дождь) (сходство по внутренним свойствам, ощущениям, восприятию предметов и явлений, их оценке)
- живые крылатые вертолётики (пчёлы своим полётом, жужжанием и движением крыльев напоминают вертолёты) (сходство по форме)
- пушистое облако (белые цветы на дереве напоминают облако) (сходство по внутренним свойствам, ощущениям, восприятию предметов и явлений, их оценке)
- пьянящий нектар (аромат цветов настолько сильный, что он затуманивает сознание) (сходство по внутренним свойствам, ощущениям, восприятию предметов и явлений, их оценке)
(2) В светлых осинниках и ольшаниках снег сошёл, палый лист сохнет на солнце, скручиваясь в рулончики, свёртываясь в кулёчки, сжимаясь в кулачки. (Н. Сладков)
Метафоры:
- снег сошёл (снег растаял) (сходство по функциям)
- скручиваясь в рулончики, свертываясь в кулёчки, сжимаясь в кулачки (когда листья засыхают, они становятся по форме похожи на рулончики, кулёчки или кулачки) (сходство по форме)

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением