Упр.101 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите обновленный решебник

Решение #1 (Учебник 2019)

Изображение Рассмотрите таблицу. Объясните, чем отличаются общеязыковые метафоры от художественных.Метафорыобщеязыковыеявляются привычными и общеизвестными обозначениями...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2014)

Изображение Рассмотрите таблицу. Объясните, чем отличаются общеязыковые метафоры от художественных.Метафорыобщеязыковыеявляются привычными и общеизвестными обозначениями...

Решение #3 (Учебник 2014)

Изображение Рассмотрите таблицу. Объясните, чем отличаются общеязыковые метафоры от художественных.Метафорыобщеязыковыеявляются привычными и общеизвестными обозначениями...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте рассказ Н. Носова "Когда мы смеёмся". Когда смеётся автор?
По своей натуре воробьи — ребята дружные, компанейские.1 Очень любят обедать за общим столом. Вот один из них пристроился к кусочку хлеба и подщипывает его снизу. Другой задирает голову, выпячивает грудь и долбит этот же кусочек сверху. Неожиданно он замечает, что мешает своему товарищу, и сейчас же переходит к другому куску.
Однако не у всех воробьёв такой компанейский характер. Некоторые схватят кусочек хлеба, оттащат его в сторону, а там уж клюют, чтоб никто не мешал.
А этого нахального воробья, который таскает чужие куски, я давно заприметил и даже придумал ему имя — Афонька, а по фамилии Вредный. Этот Афонька схватит у кого-нибудь из-под носа самый большой кусок и летит с ним куда-то. Иной раз в клюв Афоньке попадётся такой огромный кусище, что оттягивает ему голову книзу. И приходится ему лететь, перевернувшись в воздухе кверху хвостом.
Знаю я и вздорного, драчливого воробья. Этот Задира налетит на какого-нибудь миролюбивого воробья, оттеснит его в сторону, клюнет от его куска, тут же налетит на другого воробья, клюнет от его куска, тут же бросится к третьему... То ли его зависть мучит, то ли чужие куски
кажутся слаще... Смех, да и только!
А в общем, воробьиный народ мне нравится. Они птички очень симпатичные и очень смелые. Я долго думал над тем, почему мы смеёмся над ними. А потом понял, что смешит нас в них то же самое, что и в людях.
Автор смеётся, когда видит, что воробьи ведут себя как люди: один старается есть и не мешать другим, другой предпочитает клевать свой кусок в сторонке, третий нахально утаскивает самые большие куски из-под носа у товарищей, четвёртый налетает на других воробьёв и клюёт от их кусков.
По своей натуре воробьи – ребята дружные, компанейские4. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр.)
1. Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Когда мы смеёмся»?
Автор назвал свой рассказ «Когда мы смеёмся», потому что говорит не только о птицах. Он сравнивает поведение воробьёв с поведением людей и хочет подчеркнуть, что зависть, жадность, задиристость – не самые лучше черты характера.
2. Дайте толкование лексического значения слова вздорный.
Вздорный – конфликтный, склочный, скандальный, сварливый.
3. Объясните правописание подчёркнутых слов.
Пристроился (приближение), задирает (неизм. приставка; за корнем есть суффикс -а-), воробьиный (непровер.; воробушек; разделит. ь).
4. Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных курсивом слов.
Дружные; дружные < друг (суффиксальный способ).
Кусочку: кусочку < кусок (суффиксальный способ) < кусать (суффиксальный способ).
Кусочек ; кусочек < кусок (суффиксальный способ) < кусать (суффиксальный способ).
Переходит; переходит < ходит (приставочный способ).
Схватят; схватят < хватать (приставочный способ).
Кусище; кусище < кусок (суффиксальный способ) < кусать (суффиксальный способ).
Налетит; налетит < летит (приставочный способ).
Миролюбивого; миролюбивого < мир + о + любить (сложение основ с соединительной гласной и присоединением суффикса).
Птички; птички < птица (суффиксальный способ).
5. Подготовьтесь к устному пересказу текста:
• разделите текст на смысловые части и озаглавьте их;
• определите, какие микротемы содержит каждая часть:
• составьте план текста, отразив в нём темы и микротемы смысловых частей;
• к каждому пункту плана выпишите ключевые слова.
Смысловые части текста:
1) Описание натуры воробьёв.
2) Некомпанейские воробьи.
3) Почему мы смеёмся над воробьями.
Микротемы каждой части:
1) Описание натуры воробьёв: дружные, любят пообедать за общим столом.
2) Некомпанейские воробьи: отличаются поведением – любители поклевать в одиночку, нахальный воришка, задира.
3) Почему мы смеёмся над воробьями: отношение автора к воробьям, воробьи напоминают на людей.
План:
1) Любовь воробьёв к обеду за общим столом.
Ключевые слова: дружные, компанейские, за общим столом, кусочек, переходит к другому куску.
2) Любители поклевать в одиночку.
Ключевые слова: схватят, оттащат, чтоб никто не мешал.
3) Афонька Вредный.
Ключевые слова: схватит из-под носа, кусище, кверху хвостом.
4) Задира.
Ключевые слова: налетит на миролюбивого, клюнет, зависть мучит, чужие куски.
5) Отношение автора к воробьям.
Ключевые слова: птички, симпатичные, смелые.
6. Перескажите текст. Можете дополнить пересказ собственными наблюдениями.
Воробьи напоминают людей.
Ключевые слова: смешит то же самое.
Пересказ по плану:
По своей натуре воробьи – дружные, компанейские. Очень любят обедать за общим столом. Вот один из них подщипывает кусочек снизу. Другой долбит этот же кусочек сверху. Замечает, что мешает своему товарищу, и переходит к другому куску.
Но не все воробьи такие компанейские. Некоторые схватят кусочек хлеба, оттащат его в сторону и клюют там, чтоб никто не мешал.
Автор заприметил нахального воробья, который таскает чужие куски. Придумал ему имя – Афонька и фамилию - Вредный. Этот Афонька схватит у кого-нибудь из-под носа самый большой кусок и летит с ним куда-то. Бывает такой огромный кусище, что оттягивает ему голову книзу. Тогда летит он, перевернувшись в воздухе кверху хвостом.
Знаю автор и драчливого воробья. Этот Задира налетает то на одного, то на другого миролюбивого воробья и клюёт от их кусков. То ли его зависть мучит, то ли чужие куски кажутся слаще… Смех, да и только!
А в общем, воробьи автору нравятся. Он долго думал, почему мы смеёмся над птичками. А потом понял, что смешит нас в них то же самое, что и в людях.

Рассмотрите таблицу. Объясните, чем отличаются общеязыковые метафоры от художественных.
Метафоры
общеязыковые
являются привычными и общеизвестными обозначениями предметов, явлений, признаков;
приводятся в толковых словарях, как правило, с пометой «переносное» (в некоторых случаях приводятся без помет)
художественные (индивидуально-авторские)
придумываются писателями или поэтами для конкретного текста и отличаются особой яркостью, образностью; приводятся в толковых словарях общенародного языка (могут включаться в специальные словари языка писателей или поэтов)
Опираясь на таблицу, расскажите о двух типах метафор.
Ответ 1
Общеязыковые метафоры привычны для говорящих на языке и используются в разных ситуациях (бытовых, в публицистике, иногда в научном тексте и т.д).
Художественные метафоры как правило используются только в авторском художественном тексте и созданы конкретным автором. Метафора вне текста, в котором она была создана, практически не употребляется (только в толковательных текстах — в научных работах по творчеству этого писателя).
Ответ 2
Объясним, чем отличаются общеязыковые метафоры от художественных:
В отличие от общеязыковых, т.е. привычных для большинства читателей, индивидуально-авторские метафоры придуманы конкретным автором для конкретного текста.
Опираясь на таблицу, расскажем о двух типах метафор:
Существует два типа метафор: общеизвестные и художественные, или индивидуально-авторские.
Общеязыковые метафоры являются привычными и общеизвестными обозначениями предметов, явлений или их признаков. Такие метафоры можно найти в толковых словарях. Как правило, они будут обозначены пометой «переносное». Однако в некоторых случаях общеизвестные метафоры приводятся и без подобной пометы.
Художественные, или индивидуально-авторские, метафоры придумываются конкретным писателем для конкретного произведения. Такие метафоры отличаются особой яркостью и образностью. Индивидуально-авторские метафоры приводятся в толковых словарях общенародного языка. Также они могут включаться в специальные словари языка писателей или поэтов.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением