Упр.290 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Прочитайте тексты, соблюдая интонацию перечисления. Затем спишите, вставляя пропущенные знаки препинания (запятую или точку с запятой). Объясните постановку знаков препинания.
1) Зима внезапно уступила весне на солнце было почти жарко. Всё было мокро всё таяло с домов капали капели дворники скалывали лёд с тротуаров сбрасывали липкий снег с крыш всюду было многолюдно оживлё(н, нн)о. (И. Бунин}
2) Тайга стояла тихая и смурая уже и проснувшись вступив в день она казалось безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было сказать низко оно или высоко из него словно вынули плоть... (В. Распутин)
3) Возвратясь домой я сел верхом и поскакал в степь я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пусты(н, нн)ого ветра с жадностью глотаю я благово(н, нн)ый воздух и устремляю взоры в синюю даль стараясь уловить тума(н, нн)ые очертания предметов... (М. Лермонтов)
2. Составьте схемы предложений.
4. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
7. Определите, нн или н надо писать в словах со скобками. Для этого разберите данные слова по составу и покажите, как они были образованы.
1) Зима внезапно уступила весне, (БСП, связаны по смыслу) на солнце было почти жарко.
Всё было мокро, (БСП, одновременность действий) всё таяло, (БСП, одновременность действий) с домов капали капели, (БСП, одновременность действий) дворники скалывали лёд с тротуаров, (БСП, одновременность действий) сбрасывали липкий снег с крыш, (БСП, одновременность действий) всюду было многолюдно, (однородные члены) оживлённо (от оживлённый).
2) Тайга стояла тихая и смурая; (БСП, распространённость частей) уже и проснувшись, (однородные члены) вступив в день, она, (вводное слово) казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен.
Про небо в густой белой мути нельзя было сказать, (БСП, связаны по смыслу) низко оно или высоко, (БСП, связаны по смыслу) из него словно вынули плоть...
3) Возвратясь домой (деепричастный оборот), я сел верхом и поскакал в степь; (БСП, распространенность частей) я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра, (БСП, распространенность частей) с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, (деепричастный оборот) стараясь уловить туманные очертания предметов...
3. Объясните значение слов смурая и благовонный. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
Смурая (от мрак, сумрак) – темного, мешаного цвета.
Благовонный – ароматный, душистый.
5. Выполните морфологический анализ выделенных слов.
6. Какое слово во втором отрывке не является членом предложения? Что это за слово? Как вы оформили его интонационно?
Во втором отрывке не является членом предложения слово «казалось», так как оно вводное. Слово стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с двух сторон. В устной речи выделяем интонацией.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схемы бессоюзных предложений. Объясните постановку знаков препинания.
1) Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревя..ые мостки гулко отдают шаг. Идёт человек далеко слышно...
2) Никишка наговорился за день нагл..делся устал дремлется ему думается бог знает о чём! 3) Выходит Никишка из избы темно холодно ветер сырой ду..т. 4) Не мож..т идти конь! ...Справ.. водя..ая бездна море шумит а под ногами камни (н..) уйти (н..) убежать! (Ю. Казаков) 5) Река была мутной и текла очень быстро. Сплошным потоком неслись по ней деревья сухие валежины сор зелёные ветки река соб..рала весь оставшийся на отмелях с весе..его паводка хлам. (О. Куваев) 6) Хоч..шь быть счастливым будь им. (Изречение) 7) Молвит слово соловей поёт. (М. Лермонтов)
2 Разберите по членам 2-е и 3-е предложения.
3 Выполните синтаксический разбор 6-го предложения.
4. Приведите примеры имён прилагательных и причастий, в суффиксах которых пишется одна буква н.
5. Объясните правописание безударных личных окончаний глагола, а также правописание не с глаголами. Приведите примеры.
6. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением