Упр.24 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. 1. Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые в наше время пишутся иначе, чем до 1918 года, в связи с упразднением некоторых букв и с изменением...

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение 1. 1. Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые в наше время пишутся иначе, чем до 1918 года, в связи с упразднением некоторых букв и с изменением...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
СОБИРАЕМ И СИСТЕМАТИЗИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ
1. Изучите таблицу «Современный русский алфавит» (см. справочные материалы учебника). Расскажите, какую информацию она содержит, какое отношение имеет к разделам «Графика» и «Фонетика».
В таблице «Современный русский алфавит» содержится информация о буквах русского языка, какие звуки в зависимости от положения в слове она передаёт, примеры. К разделам «Графика» и «Фонетика» она имеет прямое отношение: в таблице мы видим графическое начертание букв и звуков – это относится к разделу «Графика», название букв и их звуковое обозначение – это относится к разделу «Фонетика»
2. Из текста предыдущего упражнения выберите слова, которые можно использовать в таблице в качестве примеров. Выпишите эти слова, оформляя запись по образцу.
а – [ъ]: Татьяна – [ъ]
я – [й'а]: преданьям – [й'а]
е – [й'иэ]: её – [й'иэ]
р – [р']: тревожили – [р']
ч – [ч']: карточным – [ч']
д – [т']: грудь – [т']
3. На основе проведённой работы подготовьте небольшое сообщение «Звуковое значение некоторых букв русского алфавита».
Звуковое значение некоторых букв русского алфавита
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.
Перечень букв в определенном порядке называется алфавитом. В современном русском алфавите 33 буквы. Буквы имеют печатный и рукописный, прописной и строчной варианты: Т, т – печатные, Т, т – рукописные; Т, Т – прописные, т, т – строчные.
Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буквой «б» могут быть обозначены звуки [б], [б'], [п], [п']: буду – [буду], бить – [б'ит'], дуб – [дуп], Обь – [оп'].
Сочетания букв могут обозначать один звук, например:
- сч, зч, жч – [щ']: счастье – [щ']астье, возчик – во[щ']ик, мужчина – му[щ']ина;
- тс, дц, тц – [ц]: улыбается – улыбае[ц]а, двадцать – два[ц]ать, отца — о[ц]а;
- тс, дс – [ц]: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой;
- нн – [н]: удивленный – удивле[н]ый.
Примечание. На конце слова долгих согласных не бывает: грипп [гр'ип].
Буквы «ъ, ь» звуков не обозначают. Твердый знак указывает на раздельное произношение звуков (подъезд, объявление). Мягкий знак имеет три функции: 1) указывает на раздельное произношение (семья, воробьи); 2) обозначает мягкость предшествующего согласного (день, галька); 3) указывает на определенную грамматическую форму (ночь, сидишь)
Буквы «е, ё, ю, я» могут обозначать как один, так и два звука: мёд – [м'от], ёж – [й'ош].
Буквы «е, ё, ю, я» имеют два основных значения:
1) обозначают два звука;
2) обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного.
Два звука (звук [й'] и соответствующий гласный) буквы «е, ё, ю, я» обозначают:
а) в начале слова: ярмарка – [й'а]рмарка, юла – [й'у]ла, ехать – [й'э]хатъ, ёжик – [й'о]жик;
б) после гласных: рисуют – рису[й'у]т, заехать – за[й'э]хатъ, заявка – за[й'а]вка, поём – по[й'о]м;
в) после разделительных «ь, ъ»: подъём – подъ[й'о]м, друзья – друзь[й'а], пьют – пь[й'у]т, колье – коль[й'э].
После согласных буквы «е, ё, ю, я» обозначают один гласный звук и мягкость предшествующего согласного: люк – [л'у]к, мягкий – [м'а]гкий, утёнок – у[т'о]нок, песня – [п'э]сня.
Примечание. В сложносокращенных словах типа «детясли, Госюриздат» данные буквы обозначают два звука (в соответствии с произношением).
Однако после [ж], [ш], [ц] (потому что они всегда твердые), а также в некоторых заимствованных словах буквы «е, ё, ю, я» обозначают только один гласный звук и не указывают на мягкость предыдущего согласного: шепчет – [шэ]пчет, женский – [жэ]нский, ценный – [цэ]нный, кашне – каш[нэ], ателье – а[тэ]лье, ожёг – о[жо]г, брошюра – бро[шу]ра, Шяуляй – [ша]уляй.

1. 1. Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые в наше время пишутся иначе, чем до 1918 года, в связи с упразднением некоторых букв и с изменением ряда правил орфографии.
Татьяна в рила преданьямъ
Простонародной старины,
И снамъ, и карточнымъ гаданьямъ,
И предсказашямъ луны.
Её тревожили прим ты;
Таинственно ей вс предметы
Провозглашали что нибудь,
Предчувствia теснили грудь.
(А. Пушкин)
2. Спишите, соблюдая современные нормы правописания.
3. Подчеркните основы предложений. Укажите однородные члены.
4. Составьте схему 1-го предложения.
5. Затранскрибируйте слово что-нибудь.
6. Какой звук произносится в современном русском языке на месте старой буквы (ять) под ударением? А в безударной позиции? А какая буква пишется?

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением