Упр.12 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
ГОТОВИМ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Используя книги о языке, справочники, материалы Интернета, в течение месяца подготовьте небольшой по объёму доклад на одну из тем: «Русский язык как национальный язык русского народа», «Русский язык как язык межнационального общения народов России», «Русский язык — один из важнейших мировых языков», «Русский язык как развивающееся явление».
Доклад
Русский язык как развивающееся явление
Представить русский язык как развивающееся явление можно, проследив процессы его изменения на протяжении ряда столетий. За этот период в нем произошли существенные перемены. Связано это с непрерывным движением вперед общества. В течение длительного времени он обогатился новыми словами, а некоторые старые обороты исчезли из употребления.
Исторические изменения
Если проследить, как развивался русский язык на протяжении столетий, то становится понятным, что в нем произошли значительные изменения. Это коснулось:
• словарного запаса;
• фонетики и грамматики.
В результате кропотливой работы, проведенной учеными, удалось сопоставить словарь современных слов с таким же справочником XI—XVII вв. Исследования показали, что третья часть слов не претерпела изменений. При этом современный человек понял бы речь своего дальнего предка. Этим можно доказать, что русский язык, как развивающее явление, непрерывно движется вперед.
Если кратко, на язык, как на развивающееся явление, воздействуют следующие факторы:
1) Проходящие политические процессы.
2) Научно-технический прогресс.
3) Общение с другими народами.
Большое влияние оказывают средства массовой информации. Язык становится более либеральным, и отношение людей к нему меняется.
Словарный состав
Лексика является самой нестабильной частью языка. Процесс словообразования протекает непрерывно. Это часто бывает заметно даже на протяжении одной человеческой жизни. Пожилые люди не все понимают современную речь, насыщенную техническими терминами. В первую очередь это касается компьютерных технологий.
Однако изменения проходят не только в словах. Формируются новые явления, которым присваиваются названия.
В некоторых случаях возвращаются в обиход старые слова. Если обращение «господа» было заменено на «коллеги» и «товарищи», то сейчас оно снова входит в моду.
Часто некоторые выражения выходят из своей среды обитания и попадают в обыденную речь. Обычно это касается слов, употребляемых инженерами, врачами или журналистами. Если раньше они на таком языке вели общение только между собой, то сейчас профессиональные термины вошли в речь повсеместно.
Фонетика и грамматика со временем изменяются значительно медленнее, потому что происходит такое явление не стихийно. Связано это с работой ученых-лингвистов. Их деятельность заключается в сопоставлении современных текстов с древними рукописями и выявлении всех языковых изменений.
После формирования Кириллом первой русской азбуки, сообщение о которой датируется 863 годом, она претерпела 2 реформы:
1) Проведенная Петром I. Из азбуки были выведены некоторые ненужные греческие буквы. К ним относились «зело», «омега», «пси», «кси». У других было изменено написание.
2) Вторая реформа произошла в 1917—1918 годах. Из азбуки тоже были удалены буквы, которые считались ненужными. Например, «ять».
В те времена мягкий и твердый знаки озвучивались близко к «о» и «э». Затем это было отменено.
Диалектизм, сленг, жаргон
Большая территория России способствует формированию различных диалектов на отдельных ее территориях. Особый говор присутствует в Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске. На их становление не влияет даже близкое расстояние между областями.
Постоянно в язык вводятся жаргонные выражения. Обычно их появлению способствует молодежь, которая употребляет такие слова. По мнению филологов, углубленного смысла они не несут, поэтому век их недолгий. Они не употребляются на уроках при написании сочинений или рефератов. Ими не пользуются образованные люди. В печатных произведениях они тоже не присутствуют, поэтому вытеснить литературные обороты им не удается.
Настоящее время
Если посмотреть, как развивается язык в современности, то стоит отметить его упрощенность в свободном общении. Появилась тенденция к словотворчеству. Это означает, что язык живой. Людям удобно разговаривать между собой на нем.
Изучением русского языка занимаются ученые мира. Их интересует свойственная ему специфика. Между Россией и другими странами постоянно ведется культурный обмен. На эту тему готовится много докладов, а затем проводится их презентация.
Развитию русского языка способствует его изучение в различных странах мира. За счет этого постоянно изменяется его лексический состав и грамматика.
«Читаем»таблицу, рассуждаем на лингвистическую тему.
Рассмотрите таблицу и расскажите о системе стилей русского литературного языка, отвечая на следующие вопросы.
1) Что лежит в основе стилистического расслоения языка?
2) На основании каких признаков противопоставляются разговорная и книжная речь?
3) Что лежит в основе деления книжной речи на четыре стиля?
4) Какие стилевые черты присущи тому или иному стилю речи?
СТИЛИ РЕЧИ
Речевая ситуация
Зачем?
С кем?
Где?
Стилевые черты
Разговорный
Неофициальная обстановка
1 — 1
Общение
(поговорить)
Книжные
научный
официально-деловой
публицистический
художественный
Официальная обстановка
-
1 — много
Сообщение (объяснить)
Сообщение (дать указания, проинструктировать)
Воздействие (убедить)
Воздействие на воображение и чувства (изобразить)
Непринужденность, расплывчатость
Обобщенность, точность, логичность
Официальность, точность
Призывность, эмоциональность
Конкретность, образность, эмоциональность
1. Лексика современного русского языка стилистически неоднородна: одни слова носят общеупотребительный характер, другие используются в определённой речевой ситуации. Поэтому в основе стилистического расслоения языка лежит деление лексики на разговорный и книжные стили речи.
2. Разговорная и книжная речь противопоставляется по речевой ситуации и стилевым чертам. Разговорному стилю присуща неофициальная обстановка и непринуждённость в общении. Книжные стили речи делятся на 4 вида, три из которых: научный, официально-деловой и публицистический – употребляются в официальной обстановке, а четвёртый, художественный, применяют в художественной литературе.
3. Книжные стили речи делятся на научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Стили различаются сферой своего употребления (где?) и целью общения (зачем? с кем?), следовательно, это и лежит в основе их деления.
4. Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией и т. п. Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики.
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии. Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, точ¬ность, конкретность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики.
Основная функция публицистического стиля – обсуждение насущных социальных, общественных во¬просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, призывный пафос.
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу¬мах; в научной литературе. Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись-менной и устной форм, логичность, доказательность, использование профессиональной лексики.
Художественный стиль, используя разно¬образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо-циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Характерные черты: образность, эстетичность, использование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств, привлечение средств дру-гих стилей.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением