Упр.14 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Выполните задания по 1-му тексту упр. 13.1. Найдите в тексте слова, придающие речи оттенок торжественной приподнятости.2. Уточните по словарю значение и...

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение Выполните задания по 1-му тексту упр. 13.1. Найдите в тексте слова, придающие речи оттенок торжественной приподнятости.2. Уточните по словарю значение и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2018)

Изображение Выполните задания по 1-му тексту упр. 13.1. Найдите в тексте слова, придающие речи оттенок торжественной приподнятости.2. Уточните по словарю значение и...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
1. Прочитайте тексты. Определите, к какой функциональной разновидности языка относится каждый из них. Опираясь на таблицу, обоснуйте свой ответ.
1) Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.
Байкал, Байкал... Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокорённый — как хорошо, что он есть у нас! (В. Распутин)
2) До недавнего времени клетку изучали с помощью светового микроскопа, дающего увеличение до двух тысяч раз. Но после того как был сконструирован электронный микроскоп, позволяющий достигать увеличения до миллиона раз, исследователи начали проникать в тончайшие детали чрезвычайно сложного строения клетки. (А. Цузмер)
3) Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину... Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю. (М. Лермонтов)
1) Функциональная разновидность языка: публицистический стиль. Тексту характерны призывность, эмоциональность. Цель текста: воздействие на читателей.
2) Функциональная разновидность языка: научный стиль. Тексту характерны обобщённость, точность, логичность. Используются научные слова и термины. Цель текста: передача точных научных данных.
3) Функциональная разновидность языка: художественный стиль. Тексту характерны образность, эмоциональность. Используются выразительные языковые средства. Цель текста: создание художественного образа.
2. Выполните задания к первому тексту.
1) Найдите в тексте слова, придающие речи оттенок торжественной приподнятости.
2) Уточните лексическое значение и стилистическую окраску слов венец и державный. Подберите к ним синонимы, подходящие для данного контекста.
3) Найдите экспрессивные синтаксические средства: ряды однородных членов, обособления, расчленённые конструкции, восклицательные предложения.
4) Покажите на примере этого текста, как в публицистике органично сочетаются «стандарт и экспрессия» (В. Костомаров).
5) Выразительно прочитайте текст.
1) Венец и тайна природы, бесценное богатство, державной красотой, заповедным воздухом, могучий, богатый, величественный, царственный, непокорённый.
2) Венец – успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания. Высокий стиль.
Державный – обладающий верховной властью, могущественный.
Венец – совершенство (природы); державной – величественной (красотой).
3) Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное богатство (распростр. обособлен. прилож.), любоваться его державной красотой и дышать (однород. сказуемые) его заповедным воздухом.
Байкал, Байкал… (расчленённая конструкция) Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокорённый (однород. определ..) – как хорошо, что он есть у нас! (восклиц. предлож.)
4) Данный текст является хорошим примером того, как в публицистике органично сочетаются «стандарт и экспрессия» (В. Костомаров). Автор умело сочетает слова высокого стиля (державный, непокорённый, царственный, венец) со словами деловой лексики (производственные потребности). Экспрессия слов высокого стиля сочетается со стандартными чертами публицистического стиля – призывностью и воздействием на читателя.
5) Выразительное чтение текста.
3. Выполните задания ко второму тексту.
1) Найдите в тексте:
а) термины науки биологии;
б) общенаучную лексику и терминологию.
2) Укажите синтаксические конструкции, частотные в научной речи. Определите вид каждого предложения.
3) Объясните постановку знаков препинания в тексте.
1) а) Термины науки биологии: клетка, строение клетки, световой микроскоп, электронный микроскоп.
б) Общенаучная лексика и терминология: микроскоп, увеличение до двух тысяч раз, сконструирован, электронный, достигать увеличения до миллиона раз, проникать в тончайшие детали.
2) Синтаксические конструкции, частотные в научной речи: До недавнего времени клетку изучали с помощью микроскопа, /дающего увеличение до двух тысяч раз/. Но после того как был сконструирован электронный микроскоп, /позволяющий достигать увеличения до миллиона раз/.
3) До недавнего времени клетку изучали с помощью светового микроскопа, /дающего увеличение до двух тысяч раз/. (ПП, осложнённое прич. об.) Но после того как был сконструирован электронный микроскоп, /позволяющий достигать увеличения до миллиона раз/, исследователи начали проникать в тончайшие детали чрезвычайно сложного строения клетки. (СПП с придаточным времени, осложнённым прич. об.)
Обособляется причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
4. Выполните задания к третьему тексту.
1) Объясните пунктуацию в тексте М. Ю. Лермонтова.
2) Какие изобразительные средства использованы писателем в этом отрывке? Найдите в нём примеры двух типов образности: «образ в слове» и «образ при помощи слов» (В. Виноградов).
3) Охарактеризуйте роль обособленных определений и обстоятельств в тексте.
1) Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, (запятая разделяет части слож. предлож.) когда я въехал в Койшаурскую долину… (повеств. предлож., незаконченная мысль) Словное место это долина! (восклиц. предлож.) Со всех сторон гор неприступные, (запятая разделяет однород. определения) красноватые скалы, /обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар/, (запятыми выделяется прич. об.) жёлтые обрывы, (запятая выделяет прич. об.) /исчерченные промоинами/, (запятая перед противит. союзом.) а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, (запятая перед противит. союзом.)а внизу Арагва, /обнявшись с другой безымянной речкой/, (запятыми выделяется дееприч. об.) /шумно вырывающейся из чёрного, (запятая разделяется однород. определ.) полного мглою ущелья/, (запятыми выделяется прич. об.) тянется серебряною нитью и сверкает, (запятая выделяет сравнит. об.) как змея своею чешуёю. (М. Лермонтов)
2) Изобразительные средства: эпитеты (славное место; горы неприступные; красноватые скалы; жёлтые обрывы; безымянной речкой), метафоры (золотая бахрома снегов; тянется серебряной нитью), сравнения (как змея своею чешуёю), олицетворения (исчерченные промоинами; обнявшись с другой речкой); восклицательное предложение (Славное место эта долина!).
«Образ в слове»: бахрома (снегов).
«Образ при помощи слова»: как змея своею чешуёю.
3) Обособленные определения и обстоятельства делают текст более выразительным, ярким, точным

Выполните задания по 1-му тексту упр. 13.
1. Найдите в тексте слова, придающие речи оттенок торжественной приподнятости.
2. Уточните по словарю значение и стилистическую окраску выделенных слов. Подберите к ним синонимы, подходящие для данного контекста.
3. Найдите экспрессивные синтаксические средства: ряды однородных членов, обособления, расчленённые конструкции, восклицательные предложения.
4. Покажите на примере этого текста, как в публицистике органично сочетаются «стандарт и экспрессия» (В. Костомаров).
5. Выразительно прочитайте текст.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением