Упр.509 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 509. Прочитайте стихотворения. Какой общей темой они связа ны? Какие выразительные средства языка используют поэты раскрывая эту тему?а) СловоМолчат гробницы, мумии...

Решение #2

Изображение 509. Прочитайте стихотворения. Какой общей темой они связа ны? Какие выразительные средства языка используют поэты раскрывая эту тему?а) СловоМолчат гробницы, мумии...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 11 класс, Просвещение:
509. Прочитайте стихотворения. Какой общей темой они связа ны? Какие выразительные средства языка используют поэты раскрывая эту тему?
а) Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный — речь.
(И. Бунин)
б) Ржавеет золото,и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле — печаль
И долговечней царственное слово.
(А. Ахматова)
Оба стихотворения объединены темой бессмертия слова и его особой роли в человеческой культуре.
В стихотворении И. Бунина основной акцент делается на том, что среди всех материальных ценностей и памятников только слово обладает настоящей жизнью. Автор подчёркивает, что слово – единственное подлинное достояние человечества, материальные ценности (гробницы, мумии) безжизненны, письмена – единственный способ связи с древностью, а речь – бесценный дар, который нужно беречь.
В стихотворении А. Ахматовой развивается та же мысль через противопоставление: материальные ценности разрушаются (золото ржавеет, сталь истлевает, мрамор крошится), но слово и печаль оказываются более долговечными, а слово приобретает статус «царственного», то есть высшего, главенствующего.
Оба поэта приходят к выводу о превосходстве духовного над материальным. Слово, в отличие от любых физических объектов, способно пережить века, сохранить память о прошлом и передать её будущим поколениям. Это делает его не просто средством общения, а настоящим культурным феноменом, имеющим непреходящую ценность.
Стихотворение И. Бунина:
- метафоры (слову жизнь дана; мировой погост)
- эпитеты (прекрасных глазах; древней тьмы)
- олицетворение (звучат письмена)
- антитеза (противопоставление безмолвных материальных объектов и звучащего слова)
- риторическое восклицание («и нет у нас иного достоянья!»)
В стихотворении А. Ахматовой:
- антитеза (противопоставление тленного и вечного: «ржавеет золото» - «прочнее печаль и слово»)
- метафора (царственное слово; к смерти всё готово)
- эпитет (царственное слово)
- градация (последовательное перечисление разрушающихся предметов: золото, сталь, мрамор)
- параллелизм (ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор)
Также оба поэта используют аллитерацию и возвышенную лексику (достояние, бесценный дар, царственное).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением