Упр.466 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 11 класс, Просвещение:
466. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Определите тип речи. Найдите в тексте метафоры. Какие ещё выразительные средства языка используются в этом тексте?
Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись рогожа рв..нулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него не было слышно н.. грома н.. скрипа колёс. Он дул с ч..рной тучи неся с собой обл..ка пыли и зап..х дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился стал как будто грязнее звёзды ещё больше нахмурились и видно было как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь по всей вероятности вихри кружась и у в л., кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо, вероятно около самой ч..рной тучи летали перекати-поле и как должно быть им было страшно! Но сквозь пыль зал..плявшую глаза не было видно н..чего кроме блеска молний. (А. Чехов)
Ответ 1
Тип речи: художественный.
Метафоры: "ветер рванул", "рогожа рванулась", "облака пыли и их тени", "перекати-поле", "сквозь пыль залипшую глаза".
Выразительные средства: повторы ("с такой силой", "пыль и запах дождя и мокрой земли"), антитезис ("не было слышно ни грома, ни скрипа колёс"), эпитеты ("чёрная туча", "свистом понёсся", "сухую траву", "страшно").
Ответ 2
Вдруг рванул ветер, (запятой выделяется присоединительная конструкция) и с такой силой, (запятая разделяет части сложного предложения) что едва не выхватил (проверочное слово: хватка) у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, (запятой выделяется одиночное деепричастие) рогожа рванулась (проверочное слово: рвать) во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) беспорядочно закружил и поднял с травою такой шум, (запятая разделяет части сложного предложения) что из-за (сложные предлоги пишутся через дефис) него не было слышно ни (соединительный союз ни... ни) грома, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи повторяющегося союза ни... ни) ни (соединительный союз ни... ни) скрипа колёс. Он дул с чёрной (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) тучи, (запятой выделяется деепричастный оборот) неся с собой облака (словарное слово) пыли, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи повторяющегося союза и... и) и запах (проверочное слово: пахнет) дождя, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи повторяющегося союза и... и) и мокрой земли. Лунный свет затуманился, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) стал как будто грязнее, (запятая разделяет части сложного предложения) звёзды ещё больше нахмурились, (запятая разделяет части сложного предложения) и видно было, (запятая разделяет части сложного предложения) как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, (запятой выделяется вводное слово) по всей вероятности, (запятой выделяется вводное слово) вихри, (запятой выделяется деепричастный оборот) кружась и увлекая (проверочное слово: увлечь) с земли пыль, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) сухую траву и перья, (запятой выделяется деепричастный оборот) поднимались (чередование -ним-/-ня-, после корня стоит суффикс -а-) под самое небо, вероятно, (запятой выделяется вводное слово) около самой чёрной (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) тучи летали перекати-поле и, (запятой выделяется вводное слово) как должно быть, (запятой выделяется вводное слово) им было страшно! Но сквозь пыль, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (пыль)) залеплявшую (проверочное слово: лепит) глаза, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (пыль)) не было видно ничего, (приставка ни является безударной: ничего) (запятой выделяется сравнительный оборот) кроме блеска молний.
Тип речи: повествование с элементами описания. Признаки типа речи:
1. В тексте прослеживается последовательность событий:
- внезапный порыв ветра
- реакция рогожи
- движение ветра по степи
- изменение лунного света
- появление вихрей
- финальная картина с молниями
2. Динамичность повествования подтверждается:
- большим количеством глаголов действия (рванул, захлопала, понёсся, закружил, поднял)
- использованием наречий времени (вдруг, теперь)
- наличием обстоятельств образа действия (со свистом, беспорядочно)
3. Структура текста соответствует повествованию:
- есть завязка (вдруг рванул ветер)
- развитие действия (усиление ветра, его влияние на окружающую среду)
- кульминация (вихри поднимаются к небу)
- развязка (не видно ничего, кроме молний)
4. К тексту можно задать вопросы повествовательного характера:
- что произошло? (рванул ветер)
- как развивались события? (ветер усиливался, поднимал пыль, создавал вихри)
- чем закончилось? (пыль закрыла все, видны только молнии)
Таким образом, текст представляет собой динамичное повествование о природном явлении с включением описательных элементов, передающих атмосферу происходящего.
Метафоры:
- рогожа рванулась во все стороны
- ветер со свистом понёсся
- облака пыли и их тени спешили куда-то назад
- вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо
- звёзды ещё больше нахмурились
- лунный свет затуманился
- перекати-поле летали
Выразительные средства языка:
- эпитеты (чёрная туча, грязный свет, беспорядочно закружил, сухая трава)
- олицетворения (звёзды нахмурились; лунный свет затуманился; облака пыли спешили; ветер нёсся)
- сравнения (как, должно быть, им было страшно)
- гипербола (с такой силой, что едва не выхватил; под самое небо)
- градация (кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья)
- вводные слова (как будто, должно быть, по всей вероятности)
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением