Параграф 7 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)

Изображение § 7. Человек в системе социальных связей1. Используя текст учебника, выпишите два подхода к определению понятия «личность».В первом подходе личность — это человек...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
§ 7. Человек в системе социальных связей
1. Используя текст учебника, выпишите два подхода к определению понятия «личность».
В первом подходе личность — это человек как субъект, как носитель сознания.
Во втором подходе личность — это человек как субъект, обладающий индивидуальными и социально значимыми качествами.
2. Заполните пропуски в схеме и выполните задания.
Проиллюстрируйте примерами выполнение человеком каждой из типичных социальных ролей.
Профессиональные – выполнение должностных обязанностей на работе.
Этнические – принадлежность к какому-либо народу.
Семейно-родовые – роль родителя или ребенка.
Социо-политические – роль гражданина, избирателя.
Общественные – роль покупателя.
Межличностные – роль лидера команды, роль друга.
Какие из перечисленных социальных ролей типичны для подростка?
• Семейно-родовые
• Общественные
• Межличностные
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Объясните связь понятий «социализация», «саморазвитие», «самореализация».
Связь между этими понятиями заключается в том, что социализация является необходимым условием для саморазвития и самореализации. В процессе социализации человек усваивает нормы и ценности общества, обучается определённым навыкам и умениям, что позволяет ему развиваться как личность. Саморазвитие, в свою очередь, помогает человеку стать более компетентным и успешным в выбранной сфере деятельности, а самореализация даёт возможность полностью раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Проиллюстрируйте двумя-тремя примерами эту связь.
Человек, занимающийся спортом, социализируется, поскольку усваивает нормы и ценности спортивной культуры, обучается определённым навыкам и умениям. В то же время он саморазвивается, поскольку улучшает свои физические качества и расширяет кругозор. Наконец, он самореализуется, когда достигает успеха в выбранном виде спорта.
Студент, обучающийся в университете, социализируется, поскольку усваивает нормы и ценности академической культуры, обучается определённым навыкам и умениям. В то же время он саморазвивается, поскольку расширяет свой кругозор, улучшает свои интеллектуальные и коммуникативные навыки. Наконец, он самореализуется, когда успешно защищает дипломную работу и получает диплом.
Как вы понимаете смысл высказывания: «Человек как личность – процесс, требующий неустанной душевной работы»?
Смысл высказывания «Человек как личность — процесс, требующий неустанной душевной работы» заключается в том, что личность не является чем-то статичным и неизменным. Личность — это постоянно меняющийся и развивающийся процесс, который требует от человека постоянной работы над собой, саморазвития и самореализации.
4. Проанализируйте различные виды социализации. Заполните таблицу.
Виды социализации
Первичная (направлена на формирование зрелой личности)
Вторичная (связана с общественным разделением труда)
Стихийная
Целенаправленная
Сущность
индивид усваивает основные нормы и ценности общества, формирует свою личность
индивид усваивает специфические нормы и ценности, связанные с его профессиональной деятельностью и социальным статусом
индивид усваивает нормы и ценности общества без специального обучения, просто в ходе общения и взаимодействия с другими людьми
индивид усваивает нормы и ценности общества через специальное обучение и воспитание
Институты, агенты
Семья, друзья, школа, СМИ
Работа, профессиональные сообщества, политические партии
Семья, друзья, школа, СМИ
Школа, вуз, армия, церковь
Примеры
Родители воспитывают ребенка, учат его ценностям
Работник проходит стажировку
Общение с друзьями, просмотр фильмов
Ученик посещает уроки в школе
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социальные ожидания предполагают, что окружающие будут вести себя в соответствии со своим статусом. (Б) Социальные ожидания призваны упорядочивать социальные взаимодействия, повышать надёжность социальных связей. (В) Конечно, индивиду нелегко соответствовать предъявляемым к нему требованиям. (Г) Так, от матери окружающие ждут, что она будет самоотверженно заботиться о своём ребёнке, от работника – что он будет добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. (Д) К сожалению, неформальный характер социальных ожиданий приводит к тому, что не все члены общества осознают их.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ: А – 3
Б – 3
В – 2
Г – 1
Д – 2
6. М. Вебер называл социальным действием действие индивида(ов), направленное на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированное на других людей.
Проиллюстрируйте примерами различные типы социальных действий. Заполните таблицу.
Виды социальных действий
Осознанное действие, направленное на достижение определённой цели
Действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определённую ценность
Действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически
Действие под воздействием эмоций, по этой причине неосознаваемое
Примеры
Человек устраивается на работу, чтобы обеспечить себя и свою семью
Человек помогает незнакомцу на улице, потому что верит в важность помощи другим
Человек празднует Новый год, потому что это традиция в его культуре
Человек покупает подарок для своего друга, потому что он рад его успеху
7. Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Объясните влияние некоторых из них:
a) эмоционально-психологические качества индивида
Например, люди с высоким уровнем тревожности могут избегать социальных контактов или проявлять агрессию в ответ на стресс. Люди с низкой самооценкой могут быть более склонны к подчинению и конформизму.
б) личная (групповая) заинтересованность в происходящих событиях
Если индивид (группа) видит выгоду для себя в определенном действии, то он (она) будет более склонен к этому действию. Например, если человек видит возможность продвижения по карьерной лестнице, он может быть более склонен к сотрудничеству и активному участию в проектах.
в) моральные принципы и ценности индивида (группы)
Если индивид (группа) придерживается определенных моральных норм и ценностей, то он (она) будет стараться следовать им в своем поведении. Например, если человек считает, что честность – это важная ценность, то он будет стараться быть честным в своих отношениях с другими людьми.
г) компетентность индивида (группы) в сложившейся социальной ситуации
Если индивид (группа) обладает необходимыми знаниями и навыками для решения определенной задачи, то он (она) будет более уверен в своих действиях и сможет принимать более обоснованные решения.
д) применение к индивиду (группе) различных приёмов манипулирования, принуждения
Например, если человек подвергается давлению со стороны других людей или организаций, он может изменить свое поведение в соответствии с их требованиями.
8. Учёные различают два вида социальных взаимодействий – сотрудничество и соперничество (конкуренцию). Проиллюстрируйте примерами эти виды взаимодействий.
Сотрудничество – это вид взаимодействия, при котором люди работают вместе для достижения общей цели. Примером может служить совместная работа коллег над проектом на работе. Каждый из них вносит свой вклад в проект, и вместе они стремятся достичь общей цели – успешного завершения проекта.
Соперничество (конкуренция) – это вид взаимодействия, при котором люди соревнуются друг с другом за достижение определенной цели. Примером может служить соревнование между двумя спортсменами на Олимпийских играх. Каждый из них стремится показать лучший результат и выиграть золотую медаль.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением

Похожие решебники