Параграф 3 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)

Изображение Глава 2. Человек§ 3. Природа человека1. Проанализируйте представленные ниже характеристики человека. Что их объединяет? Кратко поясните свой ответ. Строение тела,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
Глава 2. Человек
§ 3. Природа человека
1. Проанализируйте представленные ниже характеристики человека. Что их объединяет? Кратко поясните свой ответ.
Строение тела, условные рефлексы, инстинкты, потребность в пище и воде, необходимость защиты от неблагоприятных погодных условий, способность адаптироваться к условиям среды.
Все представленные характеристики относятся к биологическим и физиологическим аспектам жизни человека. Они объединяются тем, что отражают различные аспекты существования человека как живого организма, его потребности, реакции и способности адаптироваться к окружающей среде.
2. На уроке о человеке между учениками возник спор о том, являются ли синонимами понятия «природа человека» и «сущность человека». Выскажите своё мнение и приведите аргументы в его подтверждение.
Природа человека — это совокупность биологических и психологических качеств, которые заложены в человеке от рождения и определяют его поведение. Это понятие связано с идеей о том, что человек обладает определёнными врождёнными характеристиками, которые определяют его поведение и реакции на окружающую среду.
Сущность человека — это более широкое понятие, которое включает в себя не только биологические и психологические качества, но и социальные, культурные и духовные аспекты. Это понятие связано с идеей о том, что человек — это сложное существо, которое формируется под влиянием множества факторов, включая его окружение, образование, культуру и религию.
3. Прочитайте фрагменты книги современного российского учёного П. С. Гуревича и выполните задания, используя разноцветные ручки, маркеры или различные виды линий.
Текст 1
«Общепринятая до сих пор теория появления современного человека может быть в целом изложена так. Предок человека по некоторым причинам отказался от проживания на деревьях и начал ходить вертикально. Его пальцы развились, и он начал изготавливать орудия. Его мозг был относительно крупнее, чем у других приматов, таких, как антропоиды. Три фактора – вертикальная походка, изобретение орудий и развитие мозга – рассматривались как решающие в возникновении современного человека…
Современная теория возникновения человека опровергает укоренившуюся эволюционную теорию в самом её основании. Она даёт существенную биологическую базу для пере-осмысления природы человека как вида, к которому мы принадлежим. Центральную роль в возникновении совре-менного человека играло развитие лобной части мозга.
Без неё не было бы никакого лингвистического умения даже при наличии сложного речевого органа, так как становление языка невозможно без повторяющегося, интеллектуального процесса мышления… Равным образом необычайная способность владеть пальцами и процесс изготовления точных орудий являются одновременно процессом улучшения примитивных орудий на основе обучения методом проб и ошибок и на основе творческих идей – процесс, который продолжается в течение долгого периода через многие поколения.
В то же время с развитием языка, изобретением хорошо спроектированных орудий, приобретением тонких ручных навыков, проистекавших из использования речевого органа и пальцев, человек накопил новую информацию и знание…
По мнению многих современных исследователей, каменный топор сыграл огромную роль в истории человечества. Он явился первым социальным преобразующим средством производства. Вторым была паровая машина – движущая сила промышленной революции XVIII в. Третьим стал компьютер – эпохальное средство производства знания в том смысле, что он производит большие объёмы новой информации, а не материальные ценности».
1.1. Положения какой теории рассмотрены в тексте 1?
В тексте рассмотрены положения теории возникновения человека.
1.2. Какие три фактора основоположники теории рассматривали как решающие в возникновении человека? (Подчеркните соответствующее положение текста.)
1.3. Что, по мнению современных исследователей, позволило человеку накапливать новую информацию, знания? (Найдите в тексте и подчеркните не менее трёх факторов.)
1.4. Какие три социально преобразующих средства производства выделяют современные исследователи? Подчеркните их и объясните, как каждое из них изменило судьбу человечества.
Каменный топор позволил человеку создавать инструменты и оружие, что способствовало развитию общества и технологий. Паровая машина стала движущей силой промышленной революции XVIII века, что привело к значительным изменениям в производстве и обществе. Компьютер, как эпохальное средство производства знания, позволяет создавать и обрабатывать большие объёмы информации, что стимулирует развитие науки и технологий.
Текст 2
«Японский учёный Й. Масуда более подробно описывает теорию генно-культурной эволюции. В то время как поступки обычных животных односторонне определяются генами, человек создаёт культуру на основе действия мозга и умственных способностей. Характеристики культуры, выработанные в её истории, развиваются; культура, в свою очередь, начинает воздействовать на генетическую эволюцию. Таким образом, человеческие гены и культура следуют курсу коэволюции, обоюдно воздействуя друг на друга».
2.1. Положения какой теории рассмотрены в тексте 2?
В тексте рассмотрены положения теории генно-культурной эволюции.
2.2. Взаимодействием каких двух факторов автор объясняет эволюцию человека?
Автор объясняет эволюцию человека взаимодействием двух факторов: генов и культуры.
Текст 3
«В нашей литературе господствовала так называемая трудовая теория происхождения человека. Согласно ей, обезьяны будто бы убедились в том, что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных. Тогда они стали создавать эти орудия и сообща трудиться. Мозг стал развиваться.
Появилась речь…
Прежде всего необходимо уточнить: что такое труд? Обычно мы быстро даём ответ:
«Труд – это целесообразная деятельность». Но целесообразной деятельностью занимаются все животные. Разве бобёр, который перекрывает воду, создавая запруду, не видит в этом целесообразности для себя? Некоторые животные преобразуют саму среду обитания, координируют совместные действия. Но это ещё не труд…
Если же называть трудом нечто, что отделяет человека от природного царства, подразумевая под ним специфически человеческий способ деятельности, то как он появился раньше человека? Как вообще человек мог обрести то, что не заложено в его инстинктуальной программе? Что заставило его искать внеприродные пути самовыражения? Именно эти вопросы не затронуты в трудовой концепции антропогенеза».
3.1. Положения какой теории рассмотрены в тексте 3?
В тексте рассматривается трудовая теория происхождения человека.
3.2. В чём автор видит сходство активности животных и человека? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
3.3. На какие вопросы, по мнению автора, не даёт ответов рассматриваемая теория? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
Текст 4
«Вот откуда, оказывается, родилась социальная программа. Первоначально она складывалась из самой природы, из попытки уцелеть, подражая животным, более укоренённым в естественной среде. Потом у человека стала развиваться особая система. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами.
Таким образом, у нас есть все основания считать человека «незавершённым животным». Вовсе не через наследование благоприобретённых признаков он оторвался от животного царства. Для антропологии ум и всё, что его занимает, относится к области «культуры». Культура же не наследуется генетически. Из логики приведённых рассуждений вытекает следующее: трудно выделить такое человеческое качество, которое, являясь каким-то задатком, выражает всю меру самобытности человека. Отсюда и возникает догадка: возможно, нетривиальность человека вообще не связана с самой человеческой природой, а проступает в нестандартных формах его бытия».
4.1. Кратко сформулируйте основные идеи, изложенные в тексте 4.
Первоначально социальная программа человека складывалась из природы и попытки уцелеть, подражая животным. У человека стала развиваться особая система, он стал творцом и создателем символов. В символах отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами. Человек – "незавершённое животное", он оторвался от животного царства не через наследование благоприобретённых признаков.
Вопрос к текстам 1-4.
Какая из изложенных в текстах концепций представляется вам более обоснованной? Поясните своё мнение.
Наиболее обоснованной мне представляется общепринятая концепция, так как она является наиболее полной и комплексной.
4. Объясните смысл следующих дискуссионных суждений. Выскажите своё отношение к каждому из суждений и аргументируйте его.
a) «Человеческий мозг – это жертва эволюционного просчёта. Врождённую ущербность человека отражает постоянный разрыв между разумом и эмоциями».
Это суждение предполагает, что человеческий мозг имеет недостатки, которые являются результатом эволюционного процесса. Оно также утверждает, что разрыв между разумом и эмоциями является отражением этой врождённой ущербности.
Я не согласна с этим суждением. На мой взгляд, человеческий мозг является результатом сложного и длительного эволюционного процесса, который позволил человеку достичь высокого уровня интеллектуального развития. Разрыв между разумом и эмоциями может быть результатом сложности человеческой природы, но это не обязательно означает, что это является недостатком. Напротив, это может быть признаком нашей способности к саморефлексии и самоанализу.
б) «Человек – это халтура природы. Культура – средство изменения человеческой природы в лучшую сторону, в сторону изживания животности в человеке».
Это суждение предполагает, что человек является несовершенным продуктом природы и что культура может помочь улучшить человеческую природу, уменьшив её животность.
Я согласна с этим суждением. Я считаю, что культура действительно играет важную роль в формировании человеческой личности и может помочь нам преодолеть наши животные инстинкты. Культура позволяет нам развивать наши интеллектуальные и эмоциональные способности, а также способствует нашему пониманию мира и самих себя.
в) «Любой человек – всегда лишь попытка стать человеком».
Это суждение предполагает, что каждый человек постоянно стремится стать более человечным, но никогда не достигает полной человечности.
Я согласна с этим суждением. Я считаю, что каждый человек постоянно развивается и стремится к самосовершенствованию. Однако, мы всегда будем сталкиваться с ограничениями и несовершенствами, которые являются частью человеческой природы. Поэтому, я считаю, что стремление к совершенству и постоянное развитие являются важными аспектами человеческой жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением

Похожие решебники