Параграф 10 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)

Изображение § 10. Мораль. Религия1. Запишите определения понятий «мораль», «религия».Мораль — это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Она основана на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
§ 10. Мораль. Религия
1. Запишите определения понятий «мораль», «религия».
Мораль — это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Она основана на общественном сознании и традициях.
Религия — это система верований и практик, связанных с поклонением высшим силам или сверхъестественным существам. Она может включать в себя различные обряды, ритуалы, молитвы, а также учения о морали и этике.
2. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1) Долг, 2) совесть, 3) нравственный выбор, 4) моральное сознание, 5) порядочность.
Ответ: 4
3. Прочитайте фрагмент рассуждений известного общественного деятеля Альберта Швейцера (1875-1965) и выполните задания.
«Духовную силу мы обретаем лишь тогда, когда люди замечают, что мы поступаем не автоматически, всякий раз согласно одним и тем же принципам, а в каждом отдельном случае боремся прежде всего за гуманность. Люди слишком мало вкладывают сил в эту борьбу. Все мы - начиная от самого маленького работника самого маленького предприятия и кончая политическим деятелем, ведающим судьбами войны и мира, – нередко действуем по готовым рецептам и, следовательно, уже не как люди, а как исполнители, служащие общим интересам.
Поэтому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы по-настоящему даже и не уважаем друг друга. Все мы чувствуем себя во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безличной, прикрывающей себя принципами и обычно не требующей большого ума. Эта мораль способна ради осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость…
Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения. Поэтому человек, поступающий по мотивам надличной ответственности, должен чувствовать свою ответственность не только за достигаемые цели, но и за создаваемые его действиями взгляды…
Общество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом её элементарные правила и передаёт из поколения в поколение этические идеи. В этом его большая заслуга, и мы благодарны ему. Но это же общество всё время задерживает развитие этики, беря на себя роль этического воспитателя, что совершенно не входит в его функции. Этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющийся за этику человек. Понятия добра и зла, бытующие в обществе, суть бумажные деньги, ценность которых определяется не напечатанными на них цифрами, а их отношением к золотому курсу этики благоговения перед жизнью. По существующему курсу ценность этих понятий равна приблизительно ценности бумажных денег полуобанкротившегося государства.
Гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика вновь станет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности. В той мере, в какой мы будем это осуществлять, общество превратится из чисто естественного образования в этическое…
Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью. Мы прежде всего обязаны свято защищать интересы жизни и счастья человека».
1) Что автор называет «моралью благоприятных обстоятельств»? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
2) Предположите, почему, по мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга.
По мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга, потому что они не вкладывают много сил в борьбу за гуманность, а действуют по готовым рецептам, как исполнители.
3) С опорой на текст и обществоведческие знания объясните, что такое гуманность.
Гуманность, согласно тексту, — это стремление человека прежде всего в каждом отдельном случае бороться за человечность и справедливость.
4) Объясните смысл термина «надличная ответственность».
Надличная ответственность — это ответственность не только за достигаемые цели, но и за создаваемые действиями человека взгляды.
5) Найдите в тексте ответы на вопросы: когда, по мнению автора, общество служит интересам этики? Должно ли общество выполнять роль этического воспитателя? Кто, по мнению автора, способен исполнить эту роль? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Элементы религии
Религиозное сознание
Религиозное поведение
Признаки
Вера в наличие сверхъестественных сил
Система ритуалов, обрядов, связанных с верой
5. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции религии.
Мировоззренческая — религия предлагает систему взглядов на мир, объясняет его происхождение и смысл существования.
Компенсаторная — религия обещает утешение, избавление от страданий, несправедливости, болезней, смерти.
Регулятивная — религия предлагает систему норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
6. Вспомните, что отличает мировые религии. Какие религии учёные относят к мировым?
Мировые религии отличаются тем, что они распространились на несколько континентов и имеют большое количество после-дователей. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.
7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль религии в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие религии
2. Религиозное сознание и поведение
3. Функции религии
а) Регулятивная
б) Мировоззренческая
в) Культурно-транслирующая
г) Интегрирующая
д) Легитимирующая
е) Дезинтегрирующая
4. Мировые религии
а) Христианство
б) Ислам
в) Буддизм
5. Современность и религии
8. Прочитайте высказывание и выполните задания.
«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Б. Паскаль (1623 1662), французский учёный, литератор, философ).
Как вы понимаете смысл высказывания?
Смысл высказывания заключается в том, что о нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его поступкам или усилиям, а по его повседневному поведению и образу жизни в целом.
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой философом проблемы?
Мораль, нравственность.
Какова ваша позиция по данной проблеме?
Моя позиция по данной проблеме заключается в том, что повседневная жизнь человека действительно является более показательной для оценки его нравственных качеств, чем отдельные поступки или усилия.
Аргументируйте своё мнение.
Повседневная жизнь человека включает в себя множество ситуаций, в которых он проявляет свои нравственные качества. В то время как отдельные поступки или усилия могут быть обусловлены различными факторами и не всегда отражают истинные нравственные качества человека.
Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.
Человек, который регулярно помогает своим близким, но не помогает незнакомым людям, может иметь хорошие нравственные качества, но они проявляются только в определенных ситуациях. В то время как человек, который проявляет доброту и сострадание к окружающим его людям в повседневной жизни, демонстрирует более высокие нравственные качества.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением

Похожие решебники