Анализируем текст Параграф 43 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1.	Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. По каким признакам вы это установили?Через два дня я поплыл в Красновидово.Волга только что вскрылась. Сверху, по...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. По каким признакам вы это установили?
Через два дня я поплыл в Красновидово.
Волга только что вскрылась. Сверху, по мутной воде, тянутся, покачиваясь, серые, рыхлые льдины. Дощаник перегоняет их, и они трутся о борта, поскрипывая, рассыпаясь от ударов острыми кристаллами. Играет верховой ветер, загоняя на берег волну, ослепительно сверкает солнце, отражаясь ярко-белыми пучками от синевато-стеклянных боков льдин. Дощаник, тяжело нагруженный бочками, мешками, ящиками, идёт под парусом. На руле молодой мужик Панков, щеголевато одетый в пиджак дублёной овчины, вышитый на груди разноцветным шнурком.
Лицо у него спокойное, глаза холодные, он молчалив и мало похож на мужика. На носу дощаника, растопырив ноги, стоит с багром в руках Кукушкин, растрёпанный мужичонка в рваном армяке, подпоясанном верёвкой, в измятой поповской шляпе.
Холодно. Мартовское солнце ещё плохо греет. На берегу качаются тёмные ветви голых деревьев. Кое-где в щелях и под кустами горного берега лежит снег кусками бархата. Всюду на реке льдины, точно пасётся стадо овец. Я чувствую себя, как во сне.
Я слушаю Кукушкина внимательно и верю ему. Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая, веская. Чувствуется, что этот человек знает много и что у него есть своя мера людей.
Дощаник плывёт под берегом. Влево широко размахнулась река, вторгаясь на песчаный берег луговой стороны. Видишь, как прибывает вода, заплёскивая и качая прибрежные кусты, а навстречу ей по ложбинам и щелям земли шумно катятся светлые потоки вешних вод. Улыбается солнце. Желтоносые грачи блестят в его лучах чёрной сталью оперения, хлопотливо каркают, строя гнёзда. На припёке трогательно пробивается из земли к солнцу ярко-зелёная щетинка травы. Телу холодно , а в душе — тихая радость и тоже возникают нежные ростки светлых надежд. Очень уютно весною на земле.
К полудню доплыли до Красновидова. На высокой, круто-срезанной горе стоит голубоглавая церковь, от неё гуськом тянутся по краю горы, хорошие крепкие избы, блестя жёлтым тёсом крыш и парчёвыми покровами соломы. Просто и красиво. Сколько раз любовался я этим селом, проезжая мимо него на пароходах. (По М. Горькому)

Тип текста – описание с элементами повествования: описывается Волга (только что вскрылась; по мутной воде тянутся, покачиваясь, серые, рыхлые льдины; широко размахнулась, вторгаясь на песчаный берег луговой стороны; прибывает вода, заплёскивая и качая прибрежные кусты), Панков (молодой мужик, щеголевато одетый в пиджак дублёной овчины, вышитый на груди разноцветным шнурком; лицо спокойное, глаза холодные, молчалив и мало похож на мужика), Кукушкин (растрёпанный мужичонка в рваном армяке, подпоясанном верёвкой, в измятой поповской шляпе; спокойствие и ровная речь, простая, веская; знает много ; у него есть своя мера людей), состояние окружающей среды (холодно; мартовское солнце ещё плохо греет; улыбается солнце; очень уютно весною на земле ), Красновидово (На высокой, круто-срезанной горе стоит голубоглавая церковь, от неё гуськом тянутся по краю горы, хорошие крепкие избы, блестя жёлтым тёсом крыш и парчёвыми покровами соломы.); глаголы движения показывают развитие событий (поплыл, вскрылась, перегоняет, играет, идёт, плывёт, доплыли).
Стиль текста – художественный. Цель текста – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов. Использованы художественные средства: эпитеты (по мутной воде, рыхлые льдины, острыми кристаллами, верховой ветер, ярко-белыми пучками, от синевато-стеклянных боков, глаза холодные, растрёпанный мужичонка и пр.), метафоры (они [льдины], трутся о борта, рассыпаясь от ударов острыми кристаллами; ослепительно сверкает солнце, отражаясь ярко-белыми пучками; глаза холодные; лежит снег кусками бархата; грачи блестят чёрной сталью оперения; нежные ростки светлых надежд), сравнения (он [Панков]мало похож на мужика; всюду на реке льдины, точно пасётся стадо овец; я чувствую себя, как во сне), олицетворения (играет ветер, дощаник идёт, улыбается солнце).

2. Выпишите предложения, распределяя их по группам: а) с обособленными определениями; б) с обособленными обстоятельствами; в) с уточняющими членами предложения. На какие вопросы они отвечают? Какое имеют значение? Укажите, чем выражены обособленные члены предложения. Объясните, почему они требуют выделения знаками препинания. От каких условий это зависит? Сформулируйте правила.
Предложения с обособленными определениями:
Дощаник, (какой?) тяжело нагруженный бочками, мешками, ящиками, идёт под парусом.
На руле молодой мужик Панков, (какой?) щеголевато одетый в пиджак дублёной овчины, (какой?) вышитый на груди разноцветным шнурком.
Мне нравится его спокойствие и ровная речь, (какая?) простая, веская.
Предложения с обособленными обстоятельствами:
Сверху, по мутной воде, тянутся, покачиваясь, серые, рыхлые льдины.
Дощаник перегоняет их, и они трутся о борта, (каким образом?) поскрипывая, рассыпаясь от ударов острыми кристаллами (обст. образа действия).
Играет верховой ветер, (каким образом?) загоняя на берег волну (обст. образа действия), ослепительно сверкает солнце, (каким образом?) отражаясь ярко-белыми пучками от синевато-стеклянных боков льдин (обст. образа действия).
На носу дощаника, (каким образом?) растопырив ноги (обст. образа действия), стоит с багром в руках Кукушкин, растрёпанный мужичонка в рваном армяке, подпоясанном верёвкой, в измятой поповской шляпе.
Влево широко размахнулась река, (каким образом?) вторгаясь на песчаный берег луговой стороны (обст. образа действия).
Видишь, как прибывает вода, (каким образом?) заплёскивая и качая прибрежные кусты, (обст. образа действия) а навстречу ей по ложбинам и щелям земли шумно катятся светлые потоки вешних вод.
Желтоносые грачи блестят в его лучах чёрной сталью оперения, хлопотливо каркают, (при каком условии?) строя гнёзда (обст. условия).
На высокой, круто-срезанной горе стоит голубоглавая церковь, от неё гуськом тянутся по краю горы, хорошие крепкие избы, (каким образом?) блестя жёлтым тёсом крыш и парчёвыми покровами соломы (обст. образа действия).
Предложения с уточняющими членами предложения:
Сверху, (где именно?) по мутной воде, (уточняющее обст. места) тянутся, покачиваясь, серые, рыхлые льдины.
На носу дощаника, растопырив ноги, стоит с багром в руках Кукушкин, (какой именно?) растрёпанный мужичонка в рваном армяке, подпоясанном верёвкой, в измятой поповской шляпе (уточняющее приложение).
Обособляются согласованные определения, стоящие после определяемого слова и выраженные причастным оборотом.
Обособляются два или более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова. Их обособление обязательно, если перед определяемым словом стоит ещё одно или несколько определений.
Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, независимо от их места расположения по отношению к глаголу-сказуемому.
Обособляются обстоятельства места или времени, реже – образа действия, а также определения, уточняющие, поясняющие смысл предшествующего члена предложения.

3. Найдите в тексте приложения и несогласованные определения. Какие из них не обособлены? Почему? Какое приложение требует выделения запятыми?
Приложения:
Мужик Панков (не обособляется, так как стоит перед определяемым словом – именем собственным).
Кукушкин, растрёпанный мужичонка в рваном армяке, подпоясанном верёвкой, в измятой поповской шляпе (обособляется, так как относится к имени собственному и стоит после определяемого слова)
Несогласованные определения: ветви деревьев, стадо овец, мера людей, по щелям земли, сталью оперения, щетинка травы, ростки надежд, тёсом крыш, покровами соломы (не обособляются, так как в тексте не требуется подчёркивать какой-либо признак, обращать на него внимание).

4. Укажите вид выделенного односоставного предложения:
1) определённо-личное
2) неопределённо-личное
3) обобщённо-личное
4) безличное
Холодно. (Безличное)

5. Найдите в тексте предложение с однородными сказуемыми. Охарактеризуйте это предложение, составьте его схему.
Я слушаю Кукушкина внимательно и верю ему. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., полное, осложнено однород. сказ.)

6. Найдите в тексте сравнения. Назовите способ их выражения.
Сравнения:
Лицо у него спокойное, глаза холодные, он молчалив и мало похож на мужика. (Сравнение выражено лексически – с помощью слова «похож»)
Всюду на реке льдины, точно пасётся стадо овец. (Сравнение выражено с помощью сравнит. союза «точно»)
Я чувствую себя, как во сне. (Сравнение выражено с помощью сравнит. союза «как»)

7. В тексте существительные мужик и мужичонка различаются суффиксом -онк-. Какое значение этот суффикс придаёт слову? Приведите примеры слов с таким же суффиксом, но с разным значением.
Мужик – суффикс -ик- в слове обозначает принадлежность лица к какой-либо группе по определённому признаку.
Мужичонка – суффикс -онк- в слове имеет уменьшительно-уничижительное значение.
Слова с суффиксом -ик-: котик (уменьшительно-ласкательное значение), лунатик (обозначает физическое состояние), электрик (обозначает профессию), физик (указывает на направление занятий), старик (указывает на возраст), общественник (указывает на общественную позицию).
Слова с суффиксом -онк-: ручонка (уменьшительно-ласкательное значение).

8. Выпишите слова, написанные через дефис. Объясните их правописание.
Ярко-белыми (оттенок цвета), синевато-стеклянных (оттенок цвета), кое-где (неопред. нареч. с прист «кое-»), ярко-зелёная (оттенок цвета).

9. Как вы понимаете смысл последнего предложения предпоследнего абзаца? Каково значение слова уютно в этом предложении? Что хотел сказать автор? Поразмышляйте и напишите об этом сочинение-рассуждение, используя разные виды обособленных членов предложения.
Сочинение
Почему уютно весною на земле?
Максим Горький писал: «Очень уютно весною на земле». Да, весна – прекрасное время года. Начинает пригревать солнышко, потихоньку растапливая снежные сугробы. Из-под снега появляются пригорки, покрывающиеся под тёплыми солнечными лучами нежным зелёным бархатом травы. На проталинах распускаются подснежники. Ручейки бегут, торопятся, унося воды в освободившиеся ото льда, полноводные реки. Небо, по которому изредка плывут белые барашки облаков, становится выше, синее. На деревьях набухают и лопаются почки, выпуская на свет божий клейкие молодые листочки деревьев. И вот уже цветут, благоухают бело-розовые сады, наполняя свежий весенний ветер буйством ароматов.
И душа поёт и радуется всему, что происходит весной в природе, словно оживая после зимней стужи. Как будто другими глазами смотришь на мир, подмечая все изменения. Радуешься, видя, как хлопочут вернувшиеся из тёплых стран птицы, устраивая свои гнёзда. Восторгаешься первой бабочкой, прилетевшей полакомиться сладким нектаром. И такая вокруг красота и благодать! Очень уютно весной на земле!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением