Упр.237 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 237. Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...». Какие типы текста можно в нём выделить? Проведите анализ текста: определите...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
237. Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...». Какие типы текста можно в нём выделить? Проведите анализ текста: определите его тему и основную мысль, укажите микротемы, способ и средства связи предложений в тексте.
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...
Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушновдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, ещё ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!
Как хороши, как свежи были розы...
А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...
Как хороши, как свежи были розы...
Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...
Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...
Сентябрь, 1879

Типы речи:
Рассуждение:
«Где-то когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти < … > Я сижу, забившись в угол, а в голове всё звенит да звенит».
Описание:
«Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, ещё ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица!»
Тема: Образность произведения.
Главная мысль: раскрытие смысла стихотворение (первой его строчки) через призму образов, описанных автором.
Микротемы:
1. Запомнившаяся строчка стихотворения;
2. Летний вечер в загородном доме;
3. Красота девушки;
4. Настоящий морозный вечер;
5. Деревенская жизнь;
6. Единственный мой друг – старый пёс;
7. Холод. Смерть.
Способ связи предложений в тексте: параллельный и ценой. 1, 2, 4 и 6 абзацы связаны с остальным параллельным типом связи. Предложения в 3 и 5 абзацах имеют цепной способ связи.
Средства связи предложений в тексте:
- лексический повтор (как хороши, как свежи были розы);
- личные местоимения (я, нею, она);
- наречия (где-то; теперь).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением