Упр.239 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 239. Прочитайте отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Определите тип этого текста.Тип речи – повествование.Друзья молчали. Ни тот, ни другой не...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
239. Прочитайте отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Определите тип этого текста.
Тип речи – повествование.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою ручкой.
— Пойдём ужинать, — сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что-нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда ещё не видал своего приятеля, начал говорить:
— Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждёшь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да что!..
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, ещё более выказывая доброту, и удивлённо глядел на друга.
— Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был ещё менее похож, чем прежде, на того Болконского, который, развалившись, сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
— Ты не понимаешь, отчего я это говорю, — продолжал он. — Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, — сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. — Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шёл к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг её. Но свяжи себя с женщиной — и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь, — продолжал князь Андрей. — И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое! <...>
— Мне смешно, — сказал Пьер, — что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь — испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы...
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждёт от него в будущем.
«Как он может это говорить!» — думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием — силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтоб они ехали.

1. Охарактеризуйте диалог. Какой тип диалога представлен в тексте (диалог-расспрос, побуждение, обмен мнениями)? Подумайте, можно ли в данном диалоге выделить тезис и аргументы.
Представленный в тексте диалог – это диалог-побуждение. Князь Андрей предостерегает своего друга, Пьера Безухова, не жениться, или же жениться настолько поздно, насколько это будет возможно. Тезис: «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот мой тебе совет…». Аргументы:
«А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам».
«Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу».

2. Какие особенности текста (лексические, морфологические, синтаксические) указывают на принадлежность данного текста к стилю «язык художественной литературы»?
Лексические особенности:
- наличие эмоциональной лексики;
- использование слов в переносном значении.
Морфологические особенности:
- большое количество глаголов в 3-м лице (облокотился, махнул, носило, изменилось);
- большое количество наречий (вдруг, ещё, прежде);
- большое количество прилагательных (спокойного, дружеских, простых, нервическим, потушенным);
- формы множественного числа отвлечённых имён существительных (фразы, мелочам, надежд, сил).
Синтаксические особенности:
- в тексте используются все типы предложений (простые, сложные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные);
- использование различных художественно-выразительных средств (метафора (сухое лицо, имеющий что-нибудь на сердце, потушенным огнем жизни), эпитеты (нервическим, необыкновенной), риторические восклицания (никогда, никогда не женись, мой друг), гипербола (гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением