Упр.236 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 236.	Прочитайте статью Ч.Т Айтматова «Душа и ум» и определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 236.	Прочитайте статью Ч.Т Айтматова «Душа и ум» и определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 236.	Прочитайте статью Ч.Т Айтматова «Душа и ум» и определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте...
Дополнительное изображение

Решение #4

Изображение 236.	Прочитайте статью Ч.Т Айтматова «Душа и ум» и определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
236. Прочитайте статью Ч.Т Айтматова «Душа и ум» и определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте композиционные части: тезис, аргументы и вывод. Какие средства выразительности использует автор при аргументации своей позиции?
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от её главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.
В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.
Напишите сочинение-рассуждение, сформулировав проблему, обсуждаемую в тексте, и авторское отношение к ней. Напишите, используя аргументы, как вы относитесь к поднимаемой проблеме.

Тип речи – рассуждение. Стиль – публицистический.
Главная мысль текста: люди, которые являются умственно неполноценными, лучше всех понимают, что предназначение человека в мире – творить добро.
Тезис:
«Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны».
Аргументы:
1. «Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына».
2. «…нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите».
3. «И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть».
Вывод:
«А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца».
Средства выразительности:
- риторические вопросы (не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное?);
- сравнения (как дети; как знак преклонения перед ними);
- эпитеты (безоружные, беспомощные, звериный);
- метафора (звериный мир; нищие духом).

Вариант ответа 1
Сочинение
Проблему, поставленную в тексте автором, можно сформулировать следующим образом: только ли умственно-неполноценные люди способны на доброту и бескорыстные поступки? Ч. Айтматов отвечает на этот вопрос безапелляционно: да, только такие люди способны на доброту.
Но так ли это на самом деле? Да, часто умственно-неполноценные люди действительно слишком добры к окружающим. Однако чаще всего это следствие не каких-то высоких моральных качеств, а наивности и доверчивости таких людей. Они просто незнакомы с миром из-за плохой социализации в общество.
В то же время, большое количество умственно-неполноценных людей становится преступниками. Вспомним хотя бы примеры из литературы. Например, Раскольникова. Он явно психически неуравновешен (что подтверждает его неопрятность и спутанность мышления) и при этом он совершает двойное убийство.
В мире гораздо больше добрых людей, чем кажется. Просто сталкиваясь с равнодушием и несправедливостью общества, они часто становятся такими же, как и их окружение.

Вариант ответа 2
В тексте поднимается проблема связи между умом и душой, а также восприятия образов неполноценных по умственным критериям, но прекрасных по духовности людей в литературе. Автор рассуждает о том, что развитый ум имеет свойство защищаться и отвлекать душу от ее истинного дела. В то время как люди с простыми умами, лишенные самозащиты, способны творить добро и любовь, но обречены на гибель.
Автор выражает свое отношение к этой проблеме, отмечая, что эти неполноценные умом, но обладающие умом сердца люди, на самом деле являются самыми умными, так как они лучше всего выполняют главное предназначение человека - творить добро. Автор видит в них знак преклонения и несуетности ума, призывая уважать их.
Согласно моему отношению к поднимаемой проблеме, я разделяю авторское мнение о значимости и привлекательной силе этих образов в литературе. Хотя развитый ум имеет свои преимущества и необходим для функционирования в современном мире, важно признать, что ум сердца также обладает высокой ценностью. Люди, не обремененные сложностями ума, способны к искренней любви и доброте, которые могут изменить мир и вдохновить окружающих.
Подобные образы в литературе напоминают нам о важности баланса между разумом и душой, о значении простоты и открытости сердца. Они призывают нас отказаться от превосходства ума и осознать, что истинная мудрость и сила могут проявляться не только через интеллектуальные способности, но и через духовность и эмоциональную глубину.
В конечном счете, я считаю, что восприятие и уважение к неполноценным умственно, но прекрасным душой людям является показателем нашей гуманности и способности видеть ценность в различных формах человеческого бытия. Вместо того чтобы оценивать людей только по их интеллектуальным способностям, мы должны стремиться понять и признать уникальность каждой души и ее способность к добру и любви.

Вариант ответа 3
В представленном тексте обсуждается проблема связи между умом и душой, приводящая к особым образам людей с прекрасной душой, но ограниченным умственным развитием. Автор указывает на то, что эти образы, несмотря на свою "неполноценность" с точки зрения развития ума, обладают привлекательной силой и способностью творить добро и любовь.
Автор выдвигает мысль о том, что развитый ум, хотя и важен для самозащиты и решения множества вопросов, может отвлекать душу от ее главного предназначения. В отличие от этого, образы "неполноценных" людей показывают, что именно они, лишенные сложных мыслительных механизмов, способны творить добро и любовь. Они выполняют главное предназначение человека в мире, творящего добро.
Автор выражает свое авторское отношение к этой проблеме, указывая на привлекательность и силу образов таких людей. Он считает, что они являются "умами сердца" и в своей неполноценности превосходят "умственно полноценных" людей, поскольку они способны к совершению благих дел. В этом контексте, автор видит воздаяние и почтение перед этими людьми и писателями, которые создали такие образы, считая их знаками несуетности и ненапрасности ума.
Согласно моему отношению к этой проблеме, я согласен с автором в том, что развитый ум не всегда является показателем высокой духовности и способности к творческому проявлению добра. Образы людей с прекрасной душой, но ограниченным умственным развитием, действительно восхищают своей способностью к любви и безусловной преданности. Они показывают, что сила и ценность не всегда связаны с интеллектуальными способностями, а проявляются в искренности и чистоте сердца.
Таким образом, поднятая в тексте проблема говорит о необходимости признания ценности и умственной неполноценности, которая может быть компенсирована истинными ценностями, такими как добро, любовь и верность. Она призывает нас задуматься о природе и сущности ума и души, а также о том, что истинное счастье и высшая цель жизни могут быть достигнуты не только через разум, но и через открытие и развитие своего сердца.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением