Упр.238 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 238. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи». Объясните правописание выделенных слов и постановку знаков препинания в бессоюзных сложных...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
238. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи». Объясните правописание выделенных слов и постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Однажды я как-то долго замешкался в поле; дичи попалось порядочно, да и день вышел такой для охоты хороший — с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрёл далеко, и уже не только совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Мне пришлось идти вдоль сада... Кругом была такая тишина...
Я перешёл через широкую дорогу, осторожно пробрался сквозь запылённую крапиву и прислонился к низкому плетню. Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, — весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами; высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте прерывалась эта кайма сажени на две, и сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, освещёнными окнами. Молодые яблони кое-где возвышались над поляной; сквозь жидкие их ветви кротко синело ночное небо, лился дремотный свет луны; перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень. С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с другой — они стояли все чёрные и непрозрачные; странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали на пропадавшие под ними дорожки, как будто манили под свою глухую сень» Всё небо было испещрено звёздами; таинственно струилось с вышины их голубое, мягкое мерцанье; они, казалось, с тихим вниманием глядели на далёкую землю. Малые, тонкие облака, изредка налетая на луну, превращали на мгновение её спокойное сияние в неясный, но светлый туман... Всё дремало.
1 Почему И.С. Тургенев так подробно описывает ночной сад? Укажите слова, обозначающие цвет, определите, к какой части речи они относятся. Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры. Какова их роль в описании?
Автор в описании ночного сада старается акцентировать внимание читателя на чарующей магии его красоты. Для этого он использует сложные распространённые предложения, а также большое количество синонимов.
Слова, обозначающие цвет:
- серый – прилагательное;
- серебристыми – прилагательное;
- синело – глагол;
- белеющей – причастие;
- пёстрая – прилагательное;
- зеленели – глагол;
- бледно-ярким – прилагательное;
- чёрные – прилагательное;
- голубое – прилагательное;
- светлый – прилагательное.
Эпитеты: тихий, серый, проникнутый, запыленную, озарённый, успокоенный, серебристыми, благовонный, влажный, жидкие, дремотный, белеющей, слабая, пёстрая, неподвижным, бледно-ярким, непрозрачные, глухую, мягкое, малые, тонкие, спокойное, неясный.
Олицетворения: луна взошла; неподвижно лежал сад; дорожки сходились; липы окружали; лился свет; тень лежала; липы звали, манили; мерцанье струилось; звёзды глядели; облака превращали.
Метафоры: день хороший; ночь стала на небе; успокоенный лучами луны; облитые светом липы; сплошная листва; мягкое мерцанье; с тихим вниманием.
При помощи данных художественно-изобразительных средств автор показывает индивидуальность каждого явления, замеченного им в саду. Художественно-выразительные средства используются автором в зависимости от его видения окружающей картины, которую он хочет донести до читателя. При помощи метафор и эпитетов автор особо заостряет внимание читателя на определённых явлениях.
2. Можно ли говорить о влиянии пейзажа на душевное состояние героя?
Пейзаж влияет на состояние героя, так как он описывается через призму его видения. Т.е. описание пейзажа напрямую связано с внутренним состоянием лирического героя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением