5 2 10-11 ( )

#1

 Вариант 5Прочитайте отрывок из вступительной статьи литературоведаВ.Р. Щербины к...
...

, 11 , :
Вариант 5
Прочитайте отрывок из вступительной статьи литературоведа
В.Р. Щербины к сборнику избранных сочинений И.С. Тургенева (М., 1987) и выполните задания к тексту.
(1) Проблема сочетания гражданского долга и права человека на личное счастье — одна из постоянных «сквозных» проблем романов Тургенева. (2) Особо актуальная в эпохи общественных переломов, проблема эта проходит в дальнейшем через всю историю русской литературы. (3) В произведениях Тургенева утверждается мысль об определяющем значении в судьбе человека общественного, нравственного долга. (4) Правда, развивая эту мысль, писатель порою придавал ей фаталистический оттенок. <...> (5) Реалистически показывая трудные, драматические судьбы людей, пожертвовавших собой во имя долга, Тургенев продолжал пушкинскую традицию, утверждая право человека на счастье.
1. Прочитайте словарную статью. Определите, в каком значении употреблено слово оттенок в предложении 4.
ОТТЁНОК, -нка, м.
1. Разновидность одного и того же цвета. Голубой цвет разных оттенков.
2. перен. Особенность, разновидность, представляющая собой неявный переход от одного к другому. Разные оттенки в употреблении слова.
3. перен., чего. Дополнительное свойство, небольшой налёт чего-нибудь. Оттенок иронии в голосе.
2. Определите, в каком значении употреблено прилагательное сквозной в предложении 1. Подберите и запишите к нему синонимы. Докажите, что это синонимы.
3. Выпишите из предложения 4 слова, в которых букв больше, чем звуков, Выполните фонетический разбор этих слов.
4. Найдите в предложении 5 слово, в которое входят корень, приставка, суффикс глагола, суффикс причастия, окончание. Выполните морфемный разбор этого слова.
5. В слове общественных пишется -нн-, так как это слово:
а) образовано с помощью суффикса -н- от основы существительного, оканчивающейся на -н-
б) образовано от основы существительного при помощи суффикса -енн-
в) является полным причастием, образованным от глагола совершенного вида
6. Определите, какой частью речи является слова правда в предложении 4:
а) имя существительное
б) вводное слово
в) союз
г) междометие
д)наречие
7. Выпишите из предложения 5 притяжательное прилагательное и выполните его морфологический разбор.
8. Выполните синтаксический разбор словосочетания реалистически показывая.
9 Выпишите грамматическую основу предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными (именными сочетаниями).
10. Выпишите простое осложнённое предложение с несколькими обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Выполните его синтаксический разбор.
11. Определите причину постановки запятой в предложении 2:
а) именной оборот имеет дополнительное обстоятельственное значение
б) именной оборот стоит перед определяемым словом
в) именной оборот является обособленным определением
12. Предложения в тексте связаны:
а) только по смыслу
б) по смыслу и с помощью синонимов, лексических повторов, указательных местоимений
в) по смыслу и с помощью однотипного строения синтаксических конструкций
13. Определите ведущий тип связи предложений в тексте:
а) параллельная
б) цепная
14. Определите функционально-стилистическую принадлежность текста (ответ обоснуйте):
а) язык художественной литературы
б) научный (научно-популярный)
в) публицистический
г) официально-деловой
15. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
A. И.С. Тургенев в своём творчестве продолжал пушкинские традиции.
Б. В творчестве И.С. Тургенева невозможно определить «сквозные» проблемы.
B. И.С. Тургенев признавал, что нравственный и общественный долг определяют судьбу человека.
Г. В эпохи общественных переломов проблема сочетания гражданского долга и права на личное счастье особенно важна.
16. Выделите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Сформулируйте позицию автора. Запишите свой ответ в форме развёрнутого рассуждения (приведите не меньше трёх аргументов).
Основная мысль: Проблема сочетания гражданского долга и права человека на личное счастье - одна из постоянных «сквозных» проблем романов Тургенева.
Автор чётко формулирует свою позицию. Он говорит о том, что Тургенев в своих произведениях всегда выносил на «обсуждение» именно те проблемы, которые в тот период волновали общество.
Я согласна с позицией автора - Тургенев, живший в эпоху сильных общественно-политических преобразований (Крестьянская реформа 1861 года), очень чутко реагировал на все изменения общества и всегда исследовал их в своих произведениях.
К примеру, вспомним одно из самых значительных произведений Тургенева. «Записки охотника», по сути, являются отражением народной жизни за десять лет до реформы. В рассказах «Записок» очень точно отражены крестьянские невзгоды и протест против эксплуататорского отношения помещиков. В рассказах прослеживается чёткий конфликт между крестьянами и помещиками. Крестьяне, несмотря на свою тяжёлую долю, сохраняют человеческое достоинство, в то время как помещики, несмотря на кажущуюся образованность, культуру и приверженность европейскому образу жизни, оказывают бесчеловечными и жестокими. Наиболее яркий образ такого помещика мы видим в рассказе «Бурмистр».
Ещё одним примером бесправности крестьян и всесильности помещиков является рассказ «Муму». В рассказе Герасим беспрекословно выполняет приказ барыни утопить единственное близкое ему существо - собаку Муму.
Однако и дворянство в произведениях Тургенева показано то сословие, которое и хотело бы что-то изменить, но ничего для этого не делала. Да и сделать-то не могла. Ярким примером, иллюстрирующим эту позицию автора, являются романы «Рудин» и «Дворянское гнездо».
* .
* ,