Анализируем текст Параграф 7 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте два отрывка из романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана» и сравните их.Первый текст является официальным рапортом, второй - личное...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
1. Прочитайте два отрывка из романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана» и сравните их.
Первый текст является официальным рапортом, второй - личное письмо.

1) Его Превосходительству
Начальнику Главного гидрографического управления
начальника экспедиции на судне «Св. Мария»
И.Л. Татаринова
рапорт.
Настоящим имею честь довести до сведения Главного Гидрографического управления нижеследующее:
1915 года, марта месяца 16 дня, в широте и в долготе от Гринвича с борта дрейфующего судна «Св. Мария» при хорошей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна неизвестная земля с высокими горами и ледниками. На нахождение земли в этом районе и раньше указывали некоторые признаки: так,
ещё в августе 1912 года мы видели большие стаи гусей, летевших с севера курсом норд-норд-ост — зюйд-зюйд-вест. В начале апреля 1913 года мы видели на норд-остовом горизонте резкую серебристую полоску и над нею очень странные по форме облака, похожие на туман, окутавший далёкие горы...

2) «Друг мой, дорогая моя, родная Машенька!
Вот уже около двух лет прошло с тех пор, как я послал тебе письмо через телеграфную экспедицию на Югорском Шаре. Но как много с тех пор переменилось, я тебе и передать не могу!
Я пишу и перечитываю своё бесконечное письмо и снова пишу и вижу, что просто болтаю с тобой.
Я посылаю с Климовым пакет на имя начальника Гидрографического управления. Это мои наблюдения, письма служебные и отчёт, в котором изложена история нашего дрейфа. Но на всякий случай пишу и тебе о нашем открытии: к северу от Таймырского полуострова на картах не значится никаких земель. Между тем, находясь на широте 79°35', между меридианами 86 и 87, к востоку от Гринвича, мы заметили резкую серебристую полоску, немного выпуклую, идущую от самого горизонта. Третьего апреля полоска превратилась в матовый Щит лунного цвета, а на следующий день мы увидели очень странные по форме облака, похожие на туман, окутавший Далёкие горы. Я убеждён, что это земля».

2. Сравните тексты: в каких речевых ситуациях они уместны?
Первый текст относится к официально-деловому стилю. Его использование уместно во время официальных совещаний, докладов, обсуждений и т.п.
Второй текст - личное письмо Татаринова к жене Марии. Его использование уместно в неформальной обстановке, во время общения с близким человеком.

3. К каким стилям речи относятся эти тексты? Докажите.
Первый текст - официально-деловой стиль.
Признаки официально-делового стиля:
- термины (гидрографическое управление, дрейфующее судно, курс норд-норд-ост - зюйд-зюйд-вест, широта, долгота)
- речевые штампы и канцеляризмы (настоящим имею честь довести до сведения; при хорошей видимости, была замечена, на нахождение земли)
- имена существительные, образованные от глаголов (видимость, нахождение).
В тексте присутствует последовательность изложения, точность формулировок, отсутствует эмоционально-окрашенная лексика.
Второй текст относится к разговорному стилю.
Признаки разговорного стиля:
- разговорные и просторечные слова (просто болтаю, переменилось, я передать не могу)
- эмоционально-окрашенная лексика (родная, пишу и перечитываю)
- личные местоимения (я, тебе, мы)
- обращения (друг мой, дорогая моя, родная Машенька)

4. Назовите стилевые приметы в выделенной части первого текста.
Есть ли такие приметы во втором тексте? К какому стилю речи относится остальная часть этого текста? Докажите.
Стилевые приметы в выделенном тексте:
- название документа (рапорт)
- речевые штампы (настоящим имею честь донести до сведения, нижеследующее)
- полное наименование должности (Главного Гидрографического управления).
Остальная часть первого текста относится к научному стилю:
- термины (гидрографическое управление, дрейфующее судно, курс норд-норд-ост - зюйд-зюйд-вест, широта, долгота)
- сложные осложнённые предложения
- доказательность изложения (приводятся доказательства того, что обнаружена новая земля)
- логичность изложения
Во втором тексте таких примет нет, так как н относится к разговорной лексике, которая не имеет чётких критериев.

5. Найдите и выпишите разговорные слова.
Разговорные слова:
- друг мой
- дорогая моя
- родная Машенька
- вот уже около двух лет
- передать не могу
- как много с тех пор переменилось
- просто болтаю
- на всякий случай

6. Выпишите пять - семь терминов. К какой науке они относятся?
Термины: гидрография, широта, долгота, Гринвич, курс норд-норд-ост - зюйд-зюйд-вест.
Данные термины относятся к географическим наука.

7. Можно ли найти признаки официально-делового стиля и разговор ного языка в обоих текстах?
В первом тексте к разговорному стилю можно отнести обороты:
- похожие на туман (сравнение)
- очень странные по форме
Во втором тексте признаков официально-делового стиля нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением