Ответы на вопросы на стр.54 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Обогащаем свою речь
1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера оказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?
Ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных по нескольким причинам.
Тематика и атмосфера
Волшебные сказки часто имеют более сложные и глубокие сюжеты, связанные с магией, приключениями и испытаниями. Их атмосфера требует торжественной и приподнятой манеры сказывания, чтобы подчеркнуть значимость событий и создать ощущение волшебства и таинственности. Ровная и торжественная интонация помогает погрузить слушателя в этот фантастический мир, где каждое событие наполнено символическим значением.
Сказки о животных, напротив, обычно проще по сюжету и часто содержат элементы юмора и сатиры. Их герои — животные с человеческими чертами, чьи приключения и взаимодействия служат для передачи морали или жизненного урока. Чтобы передать комичность и лёгкость таких сказок, требуется более живая, эмоциональная и динамичная манера сказывания. Весёлые и энергичные интонации лучше подходят для передачи характеров животных и их смешных ситуаций.
Ритм и темп
Торжественная и неторопливая манера сказывания волшебных сказок соответствует их эпическому ритму и масштабным событиям. Такие сказки часто включают длинные описания и повествования, требующие внимательного слушания и воображения.
Сказки о животных, напротив, нуждаются в более быстром и динамичном темпе, чтобы удерживать внимание слушателя и подчёркивать забавные или поучительные моменты. Живой ритм и изменяющаяся интонация помогают создать атмосферу лёгкости и веселья, которая характерна для этих сказок.
Характеры и диалоги
Герои волшебных сказок часто являются величественными и значимыми фигурами — царями, принцессами, волшебниками. Их речь и действия требуют торжественности и уважительности, что отражается в манере сказывания.
Животные в сказках о животных, как правило, более приземлённые и обыденные персонажи. Их диалоги полны юмора, хитрости и простоты, что требует соответствующей интонации. Весёлая и энергичная манера сказывания помогает передать характеры животных, сделать их более узнаваемыми и близкими для слушателя.
Заключение
Таким образом, торжественная и ровная манера сказывания волшебных сказок не годится для сказок о животных из-за различий в тематике, атмосфере, ритме и характере героев. Живые, эмоциональные и динамичные интонации лучше передают особенности сказок о животных, делая их более интересными и запоминающимися для слушателей.
2. Какими приёмами сказочников (сказителей) вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?
При подготовке пересказа сказки я бы воспользовался разными приемами, чтобы рассказ получился интересным и увлекательным.
Во-первых, я бы старался менять интонацию, когда говорю от имени разных персонажей. Например, если говорит добрый герой, я бы говорил мягко и радостно, а если злодей – то грубо и сердито. Это помогает слушателям лучше понять, кто сейчас говорит и что он чувствует.
Во-вторых, я бы использовал повторы и рифмы. В сказках часто повторяются некоторые фразы, и это помогает лучше запомнить историю. Например, если герой повторяет одно и то же заклинание, я бы тоже несколько раз повторил его, чтобы это звучало красиво и запоминающееся.
В-третьих, я бы старался ярко описывать персонажей и события. Например, если герой попадает в лес, я бы рассказал, какие там высокие деревья, как пахнет свежая хвоя и как поют птицы. Это помогает слушателям представить себе, что происходит в сказке.
В-четвертых, я бы использовал жесты и мимику, чтобы сделать рассказ более живым. Например, если герой удивляется, я бы поднял брови и раскрыл рот, а если радуется – улыбнулся бы и развёл руки в стороны.
В-пятых, я бы добавлял в рассказ вопросы, чтобы вовлечь слушателей. Например, если герой стоит перед выбором, я бы спросил у слушателей: "А как вы думаете, что он выберет?" Это делает рассказ интерактивным и интересным.
В-шестых, я бы старался передавать эмоции персонажей. Если герой грустит, я бы говорил грустным голосом, а если радуется – весёлым и бодрым. Это помогает слушателям почувствовать то же, что и персонажи.
Эти приёмы помогут сделать пересказ сказки ярким и увлекательным, и слушатели смогут лучше понять и представить себе происходящее в истории.
3. Подготовьте оказывание отрывка из сказки, используя особенности речи одного из сказочников (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.
Отрывок из сказки «Морозко»
Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, в далёком-далёком лесу, стояла маленькая избушка, и жил в той избушке старик со своей дочерью-падчерицей. Ну, слушайте, добрые молодцы и красные девицы, как жили-были они и что с ними приключилось.
Зачин: Жила-была в том лесу злая старуха, и была у неё родная дочь да падчерица. Родную дочь старуха любила и баловала, а падчерицу ненавидела, заставляла её работать с утра до ночи, а ночевать на холодной печке.
Основной текст: Вот однажды, в самую лютую зиму, задумала старуха избавиться от своей падчерицы. Велела старику отвезти её в лес, да там бросить на произвол судьбы. "Ступай," — говорит старуха, — "увези её в лес, да не возвращайся без неё."
Понял старик, что ничего не поделаешь, взял падчерицу и повёз в лес. Долго ехали они по заснеженной дороге, и вот, наконец, добрались до самой глухомани. Оставил старик падчерицу под высокой елью и уехал прочь.
Осталась бедная девица одна-одинёшенька в лесу. Мороз крепчает, холод по телу пробирает, а она сидит и дрожит. Вдруг слышит – кто-то идёт. Это Морозко, старый дед, зимушка-зима, по лесу бродит, холода разносит. Подходит он к девице и спрашивает: "Тепло ли тебе, девица?"
"Тепло, дедушка Морозко, тепло," — отвечает девица, хоть и дрожит от холода.
Подошёл Морозко ближе и снова спрашивает: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?"
"Тепло, Морозко, тепло," — отвечает девица, хотя зуб на зуб не попадает.
Ещё ближе подошёл Морозко и снова спрашивает: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, милая?"
"Тепло, дедушка Морозко, тепло", — отвечает она, хоть уже совсем замёрзла.
Понравилась Морозко её кротость и терпение. Достал он из-за пазухи тёплую шубу, накрыл девицу и говорит: "Вот тебе, девица, за твоё терпение и кротость. Согревайся, да живи счастливо."
Покрыл он её тёплой шубой, сунул под ель сундук с богатством, да сам дальше пошёл по лесу. А девица согрелась и радостная осталась ждать, что дальше будет.
Концовка: Ну, а что было дальше, это уж другая сказка. А вам, добрые молодцы и красные девицы, за то, что слушали, да не перебивали, низкий поклон. Сказке конец, а кто слушал — молодец!
4. Рассмотрите два ряда синонимов. Есть ли среди них слова, которые следует использовать только в разговорной речи? Ругать — бранить — обзывать;
талантливый — знаток — классный.
Рассмотрим два ряда синонимов и определим, какие слова следует использовать только в разговорной речи.
Ряд 1: Ругать – бранить – обзывать
1. Ругать: Это слово можно использовать в различных контекстах, как в разговорной, так и в официальной речи. Оно нейтральное по стилю и выражает действие по отношению к кому-то за что-то, что вызывает недовольство.
2. Бранить: Это слово также подходит для использования в различных контекстах. Оно имеет несколько более высокий стиль, чем "ругать", и чаще встречается в литературе и официальной речи.
3. Обзывать: Это слово употребляется преимущественно в разговорной речи. Оно имеет негативную окраску и означает нецензурно или грубо называть кого-то. В официальной речи его использовать не рекомендуется.
Ряд 2: Талантливый – знаток – классный
1. Талантливый: Это слово подходит для всех стилей речи. Оно нейтральное и используется для описания человека, обладающего выдающимися способностями в какой-либо области.
2. Знаток: Это слово также можно использовать как в разговорной, так и в официальной речи. Оно означает человека, хорошо разбирающегося в какой-либо области.
3. Классный: Это слово используется преимущественно в разговорной речи. Оно выражает высокую оценку чего-то или кого-то, но является неформальным и не подходит для официального контекста.
Вывод
В каждом из предложенных рядов есть слова, которые следует использовать только в разговорной речи:
1. В первом ряду это слово "обзывать".
2. Во втором ряду это слово "классный".
Эти слова имеют более разговорный характер и не подходят для официальной или литературной речи.
Литература и изобразительное искусство
1. Каких художников — иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?
Иван Яковлевич Билибин: "Царевна-лягушка"; "Василиса Прекрасная"; "Кащей Бессмертный"; "Перышко Финиста ясного сокола".
Виктор Михайлович Васнецов: "Иван-Царевич на Сером Волке"; "Богатыри"; "Аленушка"; "Кащей Бессмертный".
Евгений Михайлович Рачёв: "Маша и медведь"; "Лисичка со скалочкой"; "Теремок"; "Колобок".
Татьяна Маврина: "Гуси-лебеди"; "Снегурочка"; "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; "Кот и лиса".
Геннадий Спирин: "Русалочка"; "Сказка о царе Салтане"; "Снегурочка".
Леонид Владимирский: "Морозко"; "Сказка о золотом петушке"; "Сказка о царе Салтане".
2. Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?
Иван Яковлевич Билибин: Художник, который известен своими иллюстрациями, украшенными орнаментами. Его работы к сказкам, таким как "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Кащей Бессмертный" и "Перышко Финиста ясного сокола", богато украшены сложными и яркими орнаментами, что придаёт им особую декоративность и выразительность. Билибин использовал орнаменты для создания уникального стиля, который делает его иллюстрации легко узнаваемыми и популярными.
3. Подготовьте пересказы эпизодов сказок «Пир», «Встреча Ивана-царевича с Царевной-лягушкой», «Встреча со старым старичком», «Иван-царевич и щука», опираясь на иллюстрации И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова.
Эпизод: Пир
Царь решил устроить пир и пригласил всех своих сыновей со своими жёнами, чтобы увидеть, кто из невесток лучше танцует и развлекает гостей. Старшие царевичи пришли с гордостью, ведя своих жен-боярышен, а Иван-царевич пришёл один, без своей лягушки-квакушки. Вдруг раздался грохот, и все обернулись к двери. В дверях появилась Василиса Премудрая в прекрасном наряде, сверкающем как солнце. Она взяла Ивана-царевича за руку и вывела его на танец. Все гости ахнули от её красоты и грации. Когда Василиса махнула одним рукавом, появилось озеро, махнула другим — лебеди поплыли по воде. Гости и царь были поражены и обомлели от восхищения.
Эпизод: Встреча Ивана-царевича с Царевной-лягушкой
Когда Иван-царевич пустил свою стрелу и она попала в болото, он нашёл там лягушку-квакушку. Лягушка держала его стрелу и сказала: "Возьми меня в жены, Иван-царевич." Царевич опечалился, но взял её с собой. В своих покоях, когда Иван-царевич увидел, как его лягушка превращается в прекрасную девушку Василису Премудрую, он был в восторге и не мог поверить своим глазам. Василиса объяснила ему, что она под заклятием и может быть в человеческом облике лишь ночью.
Эпизод: Встреча со старым старичком
После того как Иван-царевич потерял Василису Премудрую, он пошёл искать её. В своих скитаниях он встретил старого старичка, который выслушал его историю и дал ему волшебный клубок, сказав: "Куда клубок покатится, туда и ты иди." Иван-царевич поблагодарил старичка и последовал за клубком, который привёл его к домику Бабы Яги.
Эпизод: Иван-царевич и щука
Иван-царевич шёл по лесу и встретил щуку, которая лежала на берегу и не могла вернуться в воду. Он пожалел её и бросил обратно в реку. Щука в благодарность сказала: "Помогу тебе, Иван-царевич, когда придёт время." Впоследствии, когда Иван-царевич искал Василису Премудрую, щука помогла ему достать из воды яйцо, в котором была спрятана смерть Кощея Бессмертного.
Проект
Подготовьте электронную презентацию «Художники — иллюстраторы русских народных сказок (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. М. Рачёв и др.)». Материал для презентации найдите в школьной библиотеке, в ресурсах Интернета.
Внеклассное чтение
Русские народные сказки-. «Василиса Премудрая», «Кощей Бессмертный», «Пёрышко Финиста — ясна сокола», «Иван Быкович»; «Каша из топора», «Жена-доказчица»; «Вершки и корешки», «Кот и лиса», «Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Лиса и тетерев», «Зимовье зверей».
Сказки народов России и мира. «Алпамша и смелая Санду-гач» (татарская сказка), «Аслануко — сын львицы» (адыгейская сказка), «Верные друзья Мовсур и Магомед» (чеченская сказка), «Кэт-щелкунчик» (английская сказка), «Три апельсина» (итальянская сказка) и др.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением