Ответы на вопросы на стр.65 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Рассмотрим эту басню подробнее. Как перекликаются строчки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню...», «В минуту псарня стала адом...», «Огня! — кричат, — огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец...», «И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум..."», «Тут Ловчий перервал в ответ, / — Ты сер, а я, приятель, сед...», «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?
Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» перекликается с реальными событиями Отечественной войны 1812 года, изображая в аллегорической форме вторжение Наполеона и его войск в Россию и последующее сопротивление русских. Давайте рассмотрим, как отдельные строчки басни отражают эти события:
1. «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню...»
2. Это можно интерпретировать как символическое изображение вторжения Наполеона в Россию. Наполеон рассчитывал на быструю и лёгкую победу, наподобие того, как волк думал залезть в овчарню и легко захватить добычу. Однако вместо этого он столкнулся с неожиданно мощным сопротивлением.
3. «В минуту псарня стала адом...»
4. Эти строчки передают хаос и ужас войны. Внезапное вторжение французских войск вызвало огромные разрушения и страдания, подобно тому, как псарня в басне становится местом бурного переполоха и яростной борьбы.
5. «Огня! - кричат, - огня!»
Этот крик можно ассоциировать с приказами и призывами к действию в разгар сражений. Русские войска и партизаны активно боролись против захватчиков, создавая «огненное» сопротивление, которое включало как прямые военные столкновения, так и партизанские действия.
6. «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец».
Эти строки символизируют неизбежность возмездия за разрушения и насилие, принесённые врагом. Наполеон и его армия в конечном итоге понесли огромные потери, а российская армия и народ отомстили за разорённые города и деревни.
7. «И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум».
Волк, пытаясь уговорить псарей, напоминает Наполеона, который после первых неудач пытался вести переговоры и искал пути к миру, пытаясь сохранить своё влияние и положение. Однако его попытки примирения были восприняты с недоверием и отказом.
8. «Тут Ловчий перервал в ответ, / - Ты сер, а я, приятель, сед...»
Ловчий символизирует русское командование, опытное и мудрое, которое хорошо понимало истинные намерения Наполеона и не поддавалось его уловкам. Ответ Ловчего отражает решимость русских не сдаваться и продолжать борьбу до победного конца.
9. «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»
Эти строки олицетворяют решительные действия русских войск, которые, объединив усилия, нанесли решающий удар по французской армии. Это можно сравнить с преследованием и разгромом отступающих войск Наполеона, когда русская армия и партизаны активно уничтожали врага.
Таким образом, басня И. А. Крылова «Волк на псарне» не только отражает отдельные аспекты войны 1812 года, но и передаёт дух сопротивления и патриотизма русского народа, его готовность защищать свою родину от захватчиков.
2. Как характеры Ловчего и Волка передаются через их речь? При ответе на вопрос используйте цитаты из текста басни.
Характеры Ловчего и Волка в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» передаются через их речь, в которой проявляются их основные качества и намерения.
Волк представлен как хитрый и лукавый персонаж, который пытается обманом и лестью избежать расплаты за свои действия. Его речь наполнена ложью и притворством, что хорошо иллюстрируют следующие цитаты:
1. «Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум...»
Волк пытается убедить своих противников, что он не враг, а близкий знакомый, используя дружелюбный и льстивый тон. Это подчёркивает его попытку усыпить бдительность и избежать наказания.
2. «Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры; / Забудем прошлое, уставим общий лад!»
Волк притворяется миротворцем, стремящимся к примирению, хотя на самом деле его мотивы совершенно другие. Его слова подчёркивают лицемерие и желание избежать ответственности.
3. «А я не только впредь не трону здешних стад, / Но сам за них с другими грызться рад / И волчьей клятвой утверждаю...»
Здесь Волк обещает не только прекратить нападения, но и защищать стада от других хищников. Это явная ложь и попытка обмануть слушателей, что подчёркивает его двуличность и хитрость.
Ловчий, напротив, представлен как опытный, мудрый и решительный человек, который не поддаётся уловкам Волка и знает его истинную натуру. Его речь отражает уверенность, твёрдость и справедливость:
1. «Послушай-ка, сосед, — тут Ловчий перервал в ответ, — / Ты сер, а я, приятель, сед...»
Ловчий сразу же прерывает льстивую речь Волка, показывая свою непреклонность и опыт. Он подчёркивает свою мудрость и знание истинной природы Волка.
2. «И волчью вашу я давно натуру знаю; / А потому обычай мой: / С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой».
Ловчий ясно выражает своё мнение о Волке и его подобных, подчёркивая, что с ними нельзя договариваться, а нужно действовать решительно и без колебаний. Это подчёркивает его твёрдость и справедливость.
3. «И тут же выпустил на Волка гончих стаю».
В этих словах отражается решительность и готовность Ловчего действовать. Он не тратит время на пустые разговоры и сразу переходит к решительным мерам, что подчеркивает его характер.
Таким образом, через речь Волка и Ловчего Крылов ярко и чётко передаёт их характеры: Волк — хитрый и лживый, Ловчий — мудрый, опытный и решительный.
Обогащаем свою речь
В предисловии В. И. Коровина к книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал сво ей басней. Поэтому когда Ловчий говорит: „Ты сер, а я, приятель, сед", — то здесь содержится не только намёк на седину Кутузова, но и на народный опыт борьбы с захватчиками». Так ли вы объяснили бы эти строки?
Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над словами, словосочетаниями, рассмотрите иллюстрацию.
Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню, поднялся... двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец, пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.
Какие выражения из текста басни могли бы применяться и при других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?
В. И. Коровин в предисловии к книге «Басни Ивана Крылова» утверждает, что басня «Волк на псарне» символизирует народное восприятие Наполеона как хищника, который, несмотря на все свои уловки и притворства, остаётся агрессором и захватчиком. Фраза «Ты сер, а я, приятель, сед» содержит не только намёк на седину Кутузова, но и на народный опыт борьбы с захватчиками. Это выражение подчёркивает мудрость и опыт русского народа в борьбе с врагами, а также их неспособность поддаться на ложь и обман.
Крылатые выражения и пословицы:
1. Попал на псарню: Оказаться в ловушке или столкнуться с неожиданными трудностями.
2. Поднялся весь двор: Все активно включились в дело, мобилизовались.
3. Почуя серого: Быстро распознать врага или угрозу.
4. Вмиг ворота на запор: Быстро принять меры безопасности.
5. Ощетиня шерсть: Подготовиться к борьбе, занять оборонительную позицию.
6. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть: Смотреть с явной злобой или агрессией.
7. Расчесться за овец: Ответить за свои действия, понести заслуженное наказание.
8. Пустился в переговоры: Попытаться договориться или обмануть, используя уговоры.
9. Уставим общий лад: Установить мир и согласие.
10. С другими грызться рад: Выразить готовность защищать интересы других, даже бывших врагов.
11. Не делать мировой: Отказаться от компромиссов с врагом, принципиально защищать свои позиции.
12. Выпустил на Волка гончих стаю: Принять решительные меры против врага или проблемы.
Эти выражения могут использоваться в различных контекстах, передавая смысл, заложенный в басне, и становясь частью культурного наследия.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением