Упр.208 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 208. Прочитайте отрывок из книги «Введение в науку о языке». Объясните правописание выделенных слов.Как рождаются слова? Почему данный предмет назван так, а не иначе?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 208. Прочитайте отрывок из книги «Введение в науку о языке». Объясните правописание выделенных слов.Как рождаются слова? Почему данный предмет назван так, а не иначе?...

Решение #3

Изображение 208. Прочитайте отрывок из книги «Введение в науку о языке». Объясните правописание выделенных слов.Как рождаются слова? Почему данный предмет назван так, а не иначе?...
Дополнительное изображение

Решение #4

Изображение 208. Прочитайте отрывок из книги «Введение в науку о языке». Объясните правописание выделенных слов.Как рождаются слова? Почему данный предмет назван так, а не иначе?...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
208. Прочитайте отрывок из книги «Введение в науку о языке». Объясните правописание выделенных слов.
Как рождаются слова? Почему данный предмет назван так, а не иначе? Почему в разных языках одни и те же понятия называются разными словами, как и почему с течением3 времени меняется значение слова? Эти вопросы интересовали человечество ещё в глубокой древности. В одном старинном рассказе повествовалось о том, как некий мастеровой случайно присутствовал на учёном диспуте астрономов о природе Млечного Пути. Мастеровой очень заинтересовался тайной мироздания; когда диспут был окончен, он подошёл к одному маститому учёному и сказал: «Не откажите мне в любезности ответить на вопрос. Я понимаю, как люди научились определять расстояние между звёздами, как они вычислили их вес, уяснили их физические свойства и познали многое другое, но скажите, пожалуйста, как люди узнали названия звёзд и планет?» В этом рассказе хорошо подмечено, что для большинства людей вопрос о том, что обозначает то или иное слово, почему вещь3 или понятие называется именно так, представляется странным и неуловимым. Существовали разные теории, разъяснявшие данный вопрос. Одни утверждали, что название определяется природой называемого предмета. «Если это не так, — говорили они, — почему же мы не можем называть предмет любым словом?»
Однако ни одна теория не решила правильно проблемы природы названия. Чаще всего в названиях отражаются какие-то наиболее яркие, бросающиеся в глаза признаки того или иного предмета, явления. В таких словах, как «подснежник:», «горихвостка», «подсвечник», «напёрсток» и подобных, связь между названием и называемым предметом, явлением мотивирована.
Подснежник, по-видимому, поразил когда-то человека своим ранним появлением весной, когда на полях ещё лежит снег. Вот эту особенность данного цветка человек и использовал для наименования самого цветка...
(По Р. Будагову)

1. Выделите морфемы в словах подсвечник, напёрсток, подснежник, горихвостка. Укажите способ их образования.

2. Какой частью речи является слово мастеровой? Как оно образовано?
Мастеровой - имя существительное.
Способ словообразования: переход из одной части речи в другую, из прилагательного в существительное.

3. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Что будет отражать ваш заголовок: тему или основную мысль?
Название: «Как даются названия явлениям и предметам?».
Тема: Рождение слова.
Основная мысль: названия и значения слов - неуловимые явления.

4. Сколько микротем в тексте? Можно ли разделить текст на абзацы по-другому?
Микротемы:
1. Вечные вопросы значения и названия слов.
2. Притча о мастеровом.
3. Разные теории происхождения названия и значения слов.
4. Теория о связи между названием и называемым предметом.
Первый абзац можно разделить на три: в первый выделить главные вопросы (закончить предложением «Эти вопросы интересовали человечество ещё в глубокой древности»), второй - притча о мастеровом (последнее предложение - вопрос мастерового), третий - до конца абзаца.

5. К какому типу и стилю речи относится текст? Подтвердите своё мнение аргументами.
Стиль текста – публицистический.
Тип – рассуждение.
Текст содержит тезис, аргументы и вывод. Он направлен к читателю, содержит мнение автора к рассматриваемому вопросу (вводные слова, риторические вопросы).

6. Составьте тезисы текста.
Тезисы:
Вопросы, на протяжении веков интересующие человечество: как рождается слово и почему одно и то же явление в каждом языке называется по-своему.
Притча о мастеровом и философе о тайне мироздания. В ней затрагивается вопрос о том, как именно люди поняли, что данное явление или предмет следует называть так, а не иначе.
Отражение в названии предметов каких-то индивидуальных признаков.

7. Напишите сочинение на тему «Рождение слова». Подумайте, каким стилем речи вы воспользуетесь. С помощью Интернета найдите материал по этой теме.
Вариант ответа 1
Рождение слова
Вопросы о том, как возникают те или иные слова, интересуют людей всё то время, что язык существует. Однако в лингвистике выделяется несколько способов образования новых слов: звуковой символизм, словообразование и заимствования. Кроме того, существует несколько теорий возникновения новых слов. Они основаны на тех этапах, при помощи которых учатся говорить дети, и перенесены на происхождение самого языка.
Одной из таких теорий является теория «звукоподражания». Согласно ей, первые слова родились из подражания звукам, окружающим человека. Подобные слова и сейчас в языках. Это междометия - подражания животным (кря, мяу, ку-ку), звукам природы и т.п. Однако сейчас эта теория признана несостоятельной. Ей противоречит то, что подобные звуки в разных языках будут звучать по-разному. Значит, сначала человек научился говорить, а уже потом возникли звукоподражательные слова. Междометия - сравнительной новый пласт языкознания.
Самым распространённым способом образования новых слов является словообразование. Оно может осуществляться как при помощи присоединения к изначальной основе различных аффиксов, соединения основ, а также образования слов из уже имеющихся в языке слов. Например, слово МГУ образовано из первых букв уже имеющихся слов «Московский Государственный университет», а слово «чёрно-белый» - из соединения двух целых слов в одно.
А вот с заимствованиями ситуация ещё интересней. Дело в том, что в каждом языке близкие слова имеют различные оттенки лексического значения. Поэтому при переносе слова из одного языка в другой часть его значения потеряется и приобретёт в себя что-то из того языка, в который слово перешло. Например, слово «шанс» пришло из французского chance, где имеет значение «удача». В русском же значение слова «шанс» - это «возможность получения удачи».
Происхождение слов - явление, которое сейчас невозможно объяснить, не уходя в глубь научных знаний. Когда именно появляются слова и что даёт им значения, сейчас мы не можем сказать наверняка. И возможно, никогда не сможем.

Вариант ответа 2
Рождение слова — это удивительный процесс, в котором мы можем увидеть творчество и эволюцию языка. Слово рождается из мысли, идеи или потребности передать какое-то значение или понятие. Это могут быть новые слова, созданные для описания новых явлений или концепций, или же это могут быть слова, возникшие на основе уже существующих.
Возникновение новых слов может происходить по разным причинам. Это может быть результатом технологического прогресса, научных открытий, общественных изменений или культурного влияния. Новые слова могут появляться из-за необходимости обозначить новые предметы, явления или идеи, которые ранее не существовали в сознании людей.
Процесс рождения слова часто связан с творчеством писателей, поэтов, ученых и других людей, которые стремятся расширить лексический запас языка и точнее выразить свои мысли и идеи. Они могут создавать новые слова путем слияния или изменения уже существующих, или же формировать слова на основе корней, приставок и суффиксов.
Кроме того, рождение слова также связано с процессом эволюции языка. Язык постоянно меняется и приспосабливается к новым условиям и потребностям общества. Слова, которые были популярными или необходимыми в прошлом, могут устаревать и заменяться новыми словами, отражающими современные реалии и тенденции.
Происхождение слова может быть также связано с его этимологией. Многие слова имеют корни из других языков или произошли от древних слов и выражений. Этимологическое изучение слов помогает нам понять историю и культуру народов, а также увидеть связи между разными языками.
В заключение, рождение слова — это процесс творчества, эволюции и культурного развития. Слова возникают для того, чтобы передать мысли, идеи и чувства. Они позволяют нам общаться, выражать свои мысли и понимать друг друга.
Благодаря постоянному рождению новых слов, язык развивается и адаптируется к изменяющемуся миру, обогащая нашу коммуникацию и расширяя границы нашего понимания.

Вариант ответа 3
Рождение слова – это волшебный процесс, когда абстрактная идея или концепция превращается в звуковую форму, обретая смысл и значение. Слово – это не просто набор букв, а сила, способная передавать наши мысли, чувства и опыт другим людям.
Первобытный человек, стремясь выразить свои потребности и переживания, начал использовать простые звуки, чтобы обозначать предметы, явления и действия. Так постепенно появились первые примитивные слова. Их рождение связано с необходимостью коммуникации и передачи информации.
Со временем, с развитием общества и культуры, слова стали более сложными и разнообразными. Язык эволюционировал, и в нем появились новые слова, отражающие новые предметы, понятия и отношения между людьми. Словообразование стало неотъемлемой частью языка, позволяющей создавать новые слова на основе уже существующих.
Процесс рождения слова может быть разным. Одни слова возникают путем образования от корней и аффиксов, другие происходят от заимствованных иностранных слов или формируются по аналогии с существующими. Важно отметить, что слово не просто появляется – оно получает значение, связанное с определенным предметом или понятием.
Рождение слова часто связано с историей, культурой и традициями народа. В некоторых случаях слова могут быть связаны с легендами, мифами или историческими событиями. Например, в русском языке слово "богатырь" происходит от древнерусского эпоса, где оно обозначало сильного и отважного воина.
Рождение слова – это также результат коллективного творчества и соглашения в языковом сообществе. Каждое слово имеет свое происхождение, свою историю и свою семантику. Оно может носить в себе глубокий смысл и эмоциональную окраску.
Слово рождается в умах людей, оно формируется и развивается в процессе общения и обмена мыслями. Именно слово дает возможность нам выражать свои мысли и чувства, общаться, передавать знания и создавать культуру.
В заключение, рождение слова – это удивительный процесс, который пронизывает нашу жизнь и культуру. Слова имеют огромную силу и значимость, они способны вдохновлять, информировать, объединять и трансформировать мир вокруг нас. Мы должны ценить каждое слово и использовать его с мудростью и ответственностью, потому что слово может создавать и изменять реальность.

8. Лексическая система языка постоянно изменяется. Учёные-лексикографы фиксируют новые по своему звучанию слова и аббревиатуры, отмечают новые значения у слов, уже имеющихся в языке. Непременной принадлежностью словарей новых слов стало описание происхождения слов, пополнивших литературный язык в последние десятилетия. Пользуясь интернет-ресурсами, составьте список слов, которые, по вашему мнению, войдут в активный словарный состав русского языка. Объясните значение и происхождение этих слов.
Среди новых слов, которые могут войти в словари русского языка, стоит выделить следующие:
Локдаун (от англ. Lockdown - «закрытый наглухо», «заблокировано») - в современном языке имеет значение «тотальный карантин».
Лайкать (от англ. Like - «нравится») - помечать понравившуюся публикацию в социальных сетях.
Донат (от англ. Donate - «жертвовать, дарить») - добровольное пожертвование от пользователя к пользователю.
Хайп (от англ. To Hype - «раздувать») - поднять шумиху в интернете.
Бумер (от англ. Baby boomer - «человек, родившийся в эпоху беби-бума», т.е. в 1960-е) - любой человек, рождённый до 1990 года, который пытается кого-то поучать.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением