Упр.210 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 210. Прочитайте отрывок из повести А.П. Чехова «Степь». Обратите внимание на количество имён прилагательных в тексте. Почему, по вашему мнению, текст насыщен...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
210. Прочитайте отрывок из повести А.П. Чехова «Степь». Обратите внимание на количество имён прилагательных в тексте. Почему, по вашему мнению, текст насыщен прилагательными разных разрядов?
Текст является описательным. По сути, большая часть прилагательных в нём - это эпитеты, основная роль которых более наглядно и точно продемонстрировать картину, изображаемую автором.
В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами. Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было и стоял он посреди степи, ничем не огороженный. Несколько в стороне от него темнел жалкий вишнёвый садик с плетнём, да под окнами, склонив свои тяжёлые головы, стояли спавшие подсолнечники. В садике трещала маленькая мельничка, поставленная для того, чтобы пугать стуком зайцев. Больше же около дома не было видно и слышно ничего, кроме степи. Едва бричка остановилась около крылечка с навесом, как в доме послышались радостные голоса — один мужской, другой женский, — завизжала дверь на блоке, и около брички в одно мгновение выросла высокая тощая фигура, размахивавшая руками и фалдами. Это был хозяин постоялого двора Мойсей Мойсеич, немолодой человек с очень бледным лицом и с чёрной, как тушь, красивой бородой. Одет он был в поношенный чёрный сюртук, который болтался на его узких плечах, как на вешалке, и взмахивал фалдами, точно крыльями, всякий раз, как Мойсей Мойсеич от радости или в ужасе всплёскивал руками. Кроме сюртука, на хозяине были ещё широкие белые панталоны навыпуск и бархатная жилетка с рыжими цветами, похожими на гигантских клопов.
Мойсей Мойсеич, узнав приехавших, сначала замер от наплыва чувств, потом всплеснул руками и простонал. Сюртук его взмахнул фалдами, спина согнулась в дугу, и бледное лицо покривилось такой улыбкой, как будто видеть бричку для него было не только приятно, но и мучительно сладко.
— Ах, боже мой, боже мой! — заговорил он тонким певучим голосом, задыхаясь...
1. Составьте таблицу «Разряды имён прилагательных», впишите в неё прилагательные из текста, указывая их непостоянные признаки.
Разряды прилагательных
Качественные:
- большой (единственное число, мужской род, именительный падеж),
- темными (множественное число, творительный падеж),
- жалкий (единственное число, мужской род, именительный падеж),
- тяжелые (множественное число, именительный падеж),
- маленькая (единственное число, женский род, именительный падеж),
- радостные (множественное число, именительный падеж),
- высокая (единственное число, женский род, именительный падеж),
- тощая (единственное число, женский род, именительный падеж),
- немолодой (единственное число, мужской род, именительный падеж),
- бледным (единственное число, средний род, творительный падеж),
- (с) чёрной (единственное число, женский род, творительный падеж),
- красивой (единственное число, женский род, творительный падеж),
- (в) черный (единственное число, мужской род, винительный падеж),
- широкие (множественное число, именительный падеж),
- белые (множественное число, именительный падеж),
- (с) рыжими (множественное число, творительный падеж),
- гигантских (множественное число, винительный падеж),
- тонким (единственное число, мужской род, творительный падеж),
- певучим (единственное число, мужской род, творительный падеж).
Относительные:
- вечерних (множественное число, предложный падеж),
- одноэтажный (единственное число, мужской род, именительный падеж),
- ржавой (единственное число, женский род, творительный падеж),
- железной (единственное число, женский род, творительный падеж),
- вишневый (единственное число, мужской род, именительный падеж),
- бархатная (единственное число, женский род, именительный падеж),
- постоялым (единственное число, мужской род, творительный падеж),
Притяжательные:
- мужской (единственное число, мужской род, именительный падеж),
- женский (единственное число, мужской род, именительный падеж).
2. Определите синтаксическую роль прилагательных в первом предложении.
3. Сколько микротем можно выделить в тексте? Приведите доказательства.
В тексте можно выделить три микротемы:
1. Описание дома.
2. Описание хозяина дома.
3. Встреча хозяином гостей.
Каждая микротема легко отделяется от другой. Две первые микротемы равномерно делят между собой первый абзац текста. Третьей микротеме соответствует третий и четвертый абзацы.
4. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.
Тип текста: описание. Текст описывает дом, куда приехали герои, а также хозяина дома. Для этого используется большое количество эпитетов, выраженных именами прилагательными.
5. Назовите лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений. Выпишите их.
Лексические:
- повторы слов (дом, бричка, двор)
- синонимическая замена (хозяин дома-немолодой человек-Мойсей Мойсеич)
- описательные обороты (похожими на гигантских клопов)
Морфологические:
- наречия места и времени (больше, едва)
- единство временных форм глаголов-сказуемых (темнел, стояли, трещала, послышались)
Синтаксические:
- предложения с деепричастным и причастными оборотами
- обратный порядок слов, инверсия (одет он был).
6. Укажите способ связи предложений. Какой схеме соответствует текст?
Способ связи предложений – цепной. Текст соответствует первой схеме.
7. Докажите, что этот текст относится к стилю «язык художественной литературы». Приведите аргументы.
Текст относится к языку художественной литературы, поскольку использует большое количество художественно-выразительных средств, таких как эпитетов, что является характерным признаком художественного текста.
8. Какие выразительные средства языка использовал писатель в этом небольшом отрывке, чтобы показать смену действий, настроения? Приведите примеры.
Для смены настроения в текст используются эпитеты. В начале текста они имеют негативное значение (ржавый, жалкий, тяжёлые). К концу же текста происходит постепенная смена настроения текста, что выражается на лексическом значении эпитетов - их значение меняется на положительное, радостное (певучим, радостные, бархатная).
9. Чем выражены сравнения в тексте? Охарактеризуйте их.
Сравнения в тексте выражены оборотами со связующими словами «как, точно, похожими». Например: «...чёрной, как тушь...», «...с рыжими цветами, похожими на гигантских клопов».
10. Какой частью речи являются выделенные слова? Какова их роль в тексте?
«Ах, боже мой, боже мой!» - междометие, выражающее чувства, эмоции. В данном тексте выражают радость от встречи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением