Упр.203 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 203. Прочитайте фрагменты из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы, выделите суффиксы. Какую...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
203. Прочитайте фрагменты из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы, выделите суффиксы. Какую стилистическую окраску придают словам данные суффиксы? С какой целью они используются в поэме?
I. В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дорож..ньке Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайна тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?
II. Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрёпанный,
И наутёк пошёл!
За ним галчата малые
Вверху берёзы подняли
Противный, резкий писк.
А тут ещё у пеночки
С испугу птенч..к крохотный
Из гнёзд..шка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенч..к? — не найдёт!
III. Широкая дорож..нька,
Берёзками обставлена,
Далёко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дорож..ньки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землёй.
Данные суффиксы придают словам разговорную стилистическую окраску. Употребление в поэме слов с данными суффиксами демонстрирует ту среду, о которой в ней говорится - деревенскую, где преимущественно используется разговорная речь.
1. Выпишите из отрывков сложные существительные и прилагательные, укажите способ их образования.
- временообязанные - время + обязать + -ен- + -анн- (сложение с суффиксацией);
- Терпигорев - терпеть + горе + -и- + -ев- (сложение с суффиксацией);
- пустопорожняя - пустой + порожний (сложение);
- сенокосы - сено + косить + O (сложение с суффиксацией).
2. Объясните способ образования имён собственных в первом фрагменте.
Терпигорев - терпеть + горе + -и- + -ев- (сложение с суффиксацией);
Заплатов – заплатка + -ов- (суффиксальный способ);
Дыряев - дырка + -ев- (суффиксальный способ)
Разутов – разуть + -ов- (суффиксальный способ);
Знобишин - знобить + -ш- + -ин- (суффиксальный способ);
Горелов – гореть + -ов- (суффиксальный способ);
Неелов – от словосочетания «не ел» + -ов-;
Неурожайка – неурожайный + -к- (суффиксальный способ).
3. Какие приёмы устного народного творчества использованы в представленных отрывках?
В представленных отрывках имеют место мотивы русского народного творчества, прежде всего фольклорные. Это и описание «дороженьки» и названия описанных в поэме деревень. Первые четыре строчки «В каком году - рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков» напрямую отсылают нас к русским народным сказкам, которые чаще всего начинаются со схожего вступления. Во втором отрывке животные описаны с помощью таких эпитетов, которые делают их похожими на животных из фольклорных рассказов и легенд.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением