Упр.75 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 75. 1) Прочитайте предложения, объясните знаки препинания и орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами. Укажите в СПП главные и придаточные части.1....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 75. 1) Прочитайте предложения, объясните знаки препинания и орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами. Укажите в СПП главные и придаточные части.1....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
75. 1) Прочитайте предложения, объясните знаки препинания и орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами. Укажите в СПП главные и придаточные части.
1. Благодаря своей без...лаберности, они сами жили (в)проголодь, п...таясь молоком, ягодами и хлебом, и если б (не)возможность прожить зиму в Малиновце, то (не)известно, как бы они извернулись.
2. Кабы этакие(то) средства да человеку образова(н/нн)ому, сколько бы можно добра тут сделать! 3. Почему(то) она представляла себе, что торговая площадь, ежели приложить к ней руки, сделается чем(то) вроде золотого дна. 4. Если(б) ещё это было так, то, конечно, лучшего(бы) и ж...лать не надо. 5. Если вы ругаться сюда пришли, так гораздо(бы) лучше у себя в комнате сидели! 6. Раз эти доказательства представле(н/нн)ы, можно смело глядеть в глаза буду(?)щему.
(М. Салтыков-Щедрин)
Ответ 1
1) [Благодаря своей безалаберности (словарное слово), они сами жили впроголодь (наречие), питаясь (подпитка) молоком, ягодами и хлебом], и (если б не возможность (сущ. с частицей) прожить зиму в Малиновце), [то неизвестно (утверждение)], (как бы они извернулись).
2) (Кабы этакие-то средства да человеку образованному), [сколько бы можно добра тут сделать!]
3) [Почему-то она представляла (представить) себе], (что торговая площадь, (ежели приложить к ней руки), сделается чем-то вроде золотого дна).
4) (Если б (частица) ещё это было так), [то, конечно, лучшего бы (частица) и желать (словарное слово) не надо].
5) (Если вы ругаться сюда пришли), [так гораздо бы (частица) лучше у себя в комнате сидели!]
6) (Раз эти доказательства (доказывать) представлены (краткое прич.)), [можно смело глядеть в глаза будущему ].
(М. Салтыков-Щедрин)
Примечание: , – запятая между прост. предл. в составе сложного
, – запятая при обособленном обстоятельстве
, – запятая при однородных членах
, – запятая при вводном слове
Ответ 2
1.
Объясним знаки препинания и орфограммы:
1. Благодаря своей безалаберности, (словарное слово) (оборот с предлогом «благодаря» в начале предложения всегда обособляется) они сами жили впроголодь, (жили (как?) впроголодь; наречия пишутся слитно) (запятой выделяется деепричастный оборот) питаясь (проверочное слово: пища) молоком, (запятая между однородными дополнениями) ягодами и хлебом, (запятая разделяет части сложного предложения) и если б (частица б всегда пишется раздельно) не (сочетание «если б не» пишется раздельно) возможность прожить зиму в Малиновце, (запятая разделяет части сложного предложения) то неизвестно, (можно подобрать синоним: неясно, загадочно) (запятая разделяет части сложного предложения) как бы они извернулись.
2. Кабы этакие-то (частица то пишется через дефис) средства да человеку образованному, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) сколько бы можно добра тут сделать!
3. Почему-то (частица то пишется через дефис) она представляла (проверочное слово: представить) себе, (запятая разделяет части сложного предложения) что торговая площадь, (запятая разделяет части сложного предложения) ежели приложить (чередование -лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) к ней руки, (запятая разделяет части сложного предложения) сделается чем-то (суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) вроде золотого дна.
4. Если б (частица б пишется раздельно) ещё это было так, (запятая разделяет части сложного предложения) то, (запятой выделяется вводное слово) конечно, (запятой выделяется вводное слово) лучшего бы (частица бы пишется раздельно) и желать (словарное слово) не надо.
5. Если вы ругаться сюда пришли, (запятая разделяет части сложного предложения) так гораздо бы (частица бы пишется раздельно) лучше у себя в комнате сидели!
6. Раз эти доказательства (проверочное слово: докажет) представлены, (в суффиксах кратких причастий пишется одна н) (запятая разделяет части сложного предложения) можно смело глядеть в глаза будущему. (образовано от глагола 1 спряжения «быть»)
Укажем в СПП главные и придаточные части:
1. [Благодаря своей безалаберности, они сами жили впроголодь, питаясь молоком, ягодами и хлебом], и (если б не возможность прожить зиму в Малиновце), [то неизвестно], (как бы они извернулись).
2. (Кабы этакие-то средства да человеку образованному), [сколько бы можно добра тут сделать]!
3. [Почему-то она представляла себе], (что торговая площадь, (ежели приложить к ней руки), сделается чем-то вроде золотого дна).
4. (Если б ещё это была так), [то, конечно, лучшего бы и желать не надо].
5. (Если вы ругаться сюда пришли), [так гораздо бы лучше у себя в комнате сидели]!
6. (Раз эти доказательства представлены), [можно смело глядеть в глаза будущему].
2) Найдите соответствующие данным схемам предложения. Выпишите ихг укажите виды придаточных частей.
Ответ 1
а)
3) Почему-то она представляла себе, что торговая площадь (придаточное изъяснительное), ежели приложить к ней руки (придаточное условия), сделается чем-то вроде золотого дна.
б)
1) Благодаря своей безалаберности, они сами жили впроголодь, питаясь молоком, ягодами и хлебом, и если б не возможность прожить зиму в Малиновце (придаточное условия), то неизвестно, как бы они извернулись (придаточное изъяснительное).
Ответ 2
а)
3. [Почему-то она представляла себе], (представляла (что?); придаточное изъяснительное) (что торговая площадь, (при каком условии?) придаточное условия) (ежели приложить к ней руки), сделается чем-то вроде золотого дна).
б)
[], и (если б ...), [то ... кат. сост.], (как ...).
1. [Благодаря своей безалаберности, они сами жили впроголодь, питаясь молоком, ягодами и хлебом], и (при каком условии?) придаточное условия) (если б не возможность прожить зиму в Малиновце), [то неизвестно], (неизвестно что?) придаточное изъяснительное) (как бы они извернулись).
3) Запишите оставшиеся предложения. Подчеркните в них грамматические основы, укажите вид каждой части (двусоставное/односоставное, полное/неполное). Составьте вертикальные схемы предложений и укажите вид придаточных.
Ответ 1
2) Кабы этакие-то средства да человеку образованному (односоставное неполное), сколько бы можно добра тут сделать (односоставное полное)!
4) Если б ещё это было так (двусоставное полное), то, конечно, лучшего бы и желать не надо (односоставное полное).
5) Если вы ругаться сюда пришли (двусоставное полное), так гораздо бы лучше у себя в комнате сидели (двусоставное неполное)!
6) Раз эти доказательства представлены (двусоставное неполное), можно смело глядеть в глаза будущему (односоставное полное).
Во всех предложениях придаточные условия.
Ответ 2
2. (при каком условии?) (Кабы этакие-то средства да человеку образованному)1, [сколько бы можно добра тут сделать]2! (придаточное условия; 1-я часть: односоставное, неполное; 2-я часть: односоставное, полное)
4. (при каком условии?) (Если б ещё это было так)1, [то, конечно, лучшего бы и желать не надо]2. (придаточное условия; 1-я часть: двусоставное, полное; 2-я часть: односоставное, полное)
5. (при каком условии?) (Если вы ругаться сюда пришли)1, [так гораздо бы лучше у себя в комнате сидели]2! (придаточное условия; 1-я часть: двусоставное, полное; 2-я часть: односоставное, полное)
6. (почему?) (Раз эти доказательства представлены)1, [можно смело глядеть в глаза будущему]2. (придаточное причины; 1-я часть: двусоставное, полное; 2-я часть: односоставное, полное)
4) Из предложений 3-6 выпишите фразеологические обороты, объясните их значение.
3. Почему-то она представляла себе, что торговая площадь, ежели приложить к ней руки, сделается чем-то вроде золотого дна.
Ответ 1
Приложить руки – поучаствовать в каком-то деле, быть причастным к чему-то.
Золотое дно – неисчерпаемый источник обогащения.
Лучшего и желать не надо – очень хороший, отличный, прекрасный.
Глядеть в глаза будущему – строить планы на перспективу, предполагать что-то заранее.
Ответ 2
Приложить к чему-либо руки - принять участие в чём-либо, сделать что-либо.
Золотое дно - неисчерпаемый источник обогащения.
4. Если б ещё это была так, то, конечно, лучшего бы и желать не надо.
Лучшего и желать не надо - очень хорошо, лучше быть не может.
5. Если вы ругаться сюда пришли, так гораздо бы лучше у себя в комнате сидели! - нет фразеологизмов.
6. Раз эти доказательства представлены, можно смело глядеть в глаза будущему.
Глядеть в глаза будущему - предсказать что-либо, узнать о событиях, которые произойдут в будущем.
5) Проектное задание. Какие условные союзы использует писатель? Как вы думаете, оценивались ли они как устаревшие или просторечные в период создания этих текстов? Подумайте, каким образом можно проверить ваши гипотезы, используя исследовательские методы, а не только предположения.
Ответ 1
Писатель использует такие условные союзы, как если б, кабы, ежели, если, раз. На сайте «Русская корпусная грамматика» говорится, что союзы ежели и кабы являются устаревшими, но используемыми в современном языке.
Употребление устаревших условных союзов ежели и кабы по периодам
Из таблицы видно, что в то время, когда творил М. Е. Салтыков-Щедрин (столбец 1851–1900), эти союзы употреблялись достаточно часто, поэтому нельзя утверждать, что они оценивались как устаревшие.
Ответ 2
Писатель использует следующие условные союзы: если, раз, если ... то, ежели, кабы. Во время написания Салтыковым-Щедриным своих произведений данные союзы широко использовались в речи и не считались просторечными. В современной же русском языке некоторые из данных союзов (кабы, ежели) являются устаревшими и просторечными.
Доказать это можно, проанализировав художественные произведения, а также письма, личные дневники и т.п. современников Салтыкова-Щедрина.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением