Упр.56 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 56. 1) Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте предложения и назовите имя заглавного героя повести В. П. Катаева. Достаточно ли в этих примерах информации, чтобы сделать...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 56. 1) Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте предложения и назовите имя заглавного героя повести В. П. Катаева. Достаточно ли в этих примерах информации, чтобы сделать...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
56. 1) Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте предложения и назовите имя заглавного героя повести В. П. Катаева. Достаточно ли в этих примерах информации, чтобы сделать вывод о том, к какому историческому периоду жизни нашей страны относится действие повести?
1. Для того чтобы попасть на пл...щадку, надо было поднят(?)ся по двум очень длин(н/нн)ым и узким лес(?)ницам. 2. Снаружи п...латка была а(к/кк)уратно окопа(н/нн)а ровиком, чтобы не натекала дождевая вода. 3. Для того чтобы Ваня ещё больше походил на пастуш...нка и не имел подозрительного2 вида человека, шата...щегося в немецком расположении без дела, была пр...-думана лошадь. 4. Поэтому Горбунов, который был старшой5 в гру(п/пп)е, приказал заночевать на лугу посреди болот, с тем чтобы перед ра...светом пробрат(?)ся2 к речке и, пользуясь утрен(н/нн)им туманом, осмотреть берега, найти броды, промерить их и нан...сти на карту. 5. Они ост...рожно и плавно поползли по лугу от кочки к кочке, иногда останавл...ваясь, для того чтобы осмотрет(?)ся. 6. Но кап...-тан Енакршв взял его к себе3 вовсе не для того, чтобы действительно сделать из мальч...ка связного. 7. Надо его пострич(?), чтобы сразу было видать, что малый — арти(л/лл)ерист.
Ответ 1
Имя героя повести В. П. Катаева «Сын полка» – Ваня Солнцев. В этих примерах достаточно информации, чтобы сделать вывод о том, что действие повести происходит в Великую Отечественную войну.
Ответ 2
Заглавного героя повести В.П. Катаева зовут Ваня Солнцев.
Исходя из информации в данных предложениях, можно сделать вывод, что действие в повести происходит в период Великой Отечественной войны (1941-1945).
2) Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами, а также знаки препинания, выделяющие обособленные члены предложений.
Ответ 1
а) состоящие из двух частей, с первой главной частью:
2) [Снаружи палатка (словарное слово) была аккуратно (словарное слово) окопана (краткое причастие) ровиком], (чтобы не натекала дождевая вода).
5) [Они осторожно (словарное слово) и плавно поползли по лугу от кочки к кочке, иногда останавливаясь (от глагола останавливаться, ва без ударения, значит, -ива-)], (для того чтобы осмотреться (что сделать?)).
6) [Но капитан (словарное слово) Енакиев взял его к себе3 вовсе не для того], (чт действительно (словарное слово) сделать из мальчика (мальчишка) связного).
б) состоящие из двух частей, с первой придаточной частью:
1) было подняться (что сделать?) по двум очень длинным (нн на стыке корня и суффикса) и узким лестницам (словарное слово)].
3) Ваня ещё больше походил на пастушонка (-онк-) и не имел подозрительного2 вида человека, шатающегося (действ. прич. наст. вр., от глагола I спр.) в немецком расположении без придумана (значение приставки – доведение действия до конца) лошадь].
в) включающие более двух частей:
4) [Поэтому был старшой5 в группе (словарное слово)), приказал заночевать (ночь) на лугу посреди болот], (с тем чтобы перед рассветом с перед глухим с) пробраться2 (что сделать?) к речке и, пользуясь утренним туманом, осмотреть берега, найти броды, промерить их и нанести (нанёс) на карту).
7) [Надо его постричь (инф инитив)], (чтобы сразу было видать), (что малый – артиллерист (словарное слово)).
Примечание: , – запятая при обособленном обстоятельстве
, – запятая при обособленном определении
Ответ 2
1. Для того чтобы попасть на площадку, (проверочное слово: площадь) надо было подняться (надо было (что сделать?) подняться) по двум очень длинным (образовано от слова с основой на согласный н с помощью суффикса -н-: длин-а + -н-) и узким лестницам. (словарное слово)
2. Снаружи палатка (словарное слово) была аккуратно (словарное слово) окопана (в суффиксах кратких причастий пишется одна н) ровиком, чтобы не натекала дождевая вода.
3. Для того чтобы Ваня ещё больше походил на пастушонка (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: пастушонка) и не имел подозрительного вида человека, (запятой выделяется причастный оборот) шатающегося (образовано от глагола 1 спряжения «шататься») в немецком расположении (чередование -лаг-/-лож-, перед согласной ж пишется гласная о) без дела, (запятой выделяется причастный оборот) была придумана (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата») лошадь.
4. Поэтому Горбунов, который был старшой в группе, (словарное слово) приказал заночевать (проверочное слово: ночь) на лугу посреди болот, с тем чтобы перед рассветом (приставка перед основой на глухой согласный) пробраться (чтобы (что сделать?) пробраться) к речке и, (запятой выделяется деепричастный оборот) пользуясь утренним (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) туманом, (запятой выделяется деепричастный оборот) осмотреть берега, (запятая между однородными сказуемыми) найти броды, (запятая между однородными сказуемыми) промерить их и нанести (проверочное слово: нанёс) на карту.
5. Они осторожно (словарное слово) и плавно поползли по лугу от кочки к кочке, (запятой выделяется деепричастный оборот) иногда останавливаясь, (останавливаюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) (запятой выделяется деепричастный оборот) для того чтобы осмотреться. (для того чтобы (что сделать?) осмотреться)
6. Но капитан (словарное слово) Енакиев взял его к себе вовсе не для того, чтобы действительно (словарное слово) сделать из мальчика (словарное слово) связного.
7. Надо его постричь, (надо (что сделать?) постричь; инфинитив) чтобы сразу было видать, что малый - артиллерист. (словарное слово)
3) Найдите в каждом СПП главную и придаточную части. Запишите предложения в следующем порядке:
а) состоящие из двух частей, с первой главной частью; б) состоящие из двух частей, с первой придаточной частью; в) включающие более двух частей. Во всех предложениях обведите овалом средства связи главной и придаточной частей, запишите вопросы к придаточным.
Ответ 2
а) состоящие из двух частей, с первой главной частью:
2. [Снаружи палатка была аккуратно окопана ровиком], (с какой целью?) (чтобы не натекала дождевая вода).
5. [Они осторожно и плавно поползли по лугу от кочки к кочке, иногда останавливаясь], (с какой целью?) (для того чтобы осмотреться).
6. [Но капитан Енакиев взял его к себе вовсе не для того], (зачем?) (чтобы действительно сделать из мальчика связного).
б) состоящие из двух частей, с первой придаточной частью:
1. (зачем?) (Для того чтобы попасть на площадку), [надо было подняться по двум очень длинным и узким лестницам].
3. (для чего?) (Для того чтобы Ваня ещё больше походил на пастушонка и не имел подозрительного вида человека, шатающегося в немецком расположении без дела), [была придумала лошадь].
в) включающие более двух частей:
4. [Поэтому Горбунов, (какой?) (который был старшой в группе), приказал заночевать на лугу посреди болот], (с какой целью?) (с тем чтобы перед рассветом пробраться к речке и, пользуясь утренним туманом, осмотреть берега, найти броды, промерить их и нанести на карту).
7. [Надо его постричь], (зачем?) (чтобы сразу было видать), (что?) (что малый - артиллерист).
4) Найдите предложение, соответствующее данной схеме. Подчеркните в нём все грамматические основы, укажите тип сказуемых.
Ответ 1
7) Надо его постричь (СГС), чтобы сразу было видать (СГС), что малый – артиллерист (СИС).
Ответ 2
7. [Надо его постричь], (составное именное сказуемое) (чтобы сразу было видать), (составное глагольное сказуемое) (что малый - артиллерист). (составное именное сказуемое)
5) Найдите в тексте существительные, образованные в результате субстантивации (перехода прилагательных в существительные).
Ответ 1
Существительные, образованные в результате субстантивации (перехода прилагательных в существительные): старшой, связной.
Ответ 2
Существительные, образованные в результате субстантивации: старшой, связного.
Ответ 1
1. (К) себе3 – местоимение-существительное.
2. Н. ф. – себя.
3. Постоянные признаки:
– возвратное.
4. Непостоянные признаки:
– в Д. п.
5. Дополнение.
1) Старшой5 – старший по возрасту или по должности;
2) однозначное;
3) употреблено в прямом значении;
4) синонимы: главный;
5) антонимы: подчинённый;
6) омонимов и паронимов нет;
7) исконное;
8) из пассивного словарного запаса, просторечное;
9) не входит в состав фразеологизмов.
Ответ 2
Морфемный разбор слова:
Подозрительного
1. Подозрительного (-ая, -ому) - имя прилагательное
2. подозрительного < подозревать
3. подозрительного
Пробраться
1. Пробраться (-ет, -ем) - глагол
2. пробраться < пробрать
3. пробрать < брать
4. пробраться
Лексический разбор слова:
Старшой
1. Старшой - то же, что старший; тот, кому больше лет по сравнению с кем-либо, кто более старый или самый старый по возрасту среди кого-либо.
2. Многозначное, имеет 2 значения.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синоним: старший.
5. Антонимы: младший, меньшой.
6. Омонимов и паронимов нет.
7. Исконное.
8. Из пассивного словарного запаса, просторечное разговорное.
9. Фразеологизмов нет.
Морфологический разбор слова:
(к) себе
1. (к) себе - местоимение (указывает на лицо, не называя его, и отвечает на вопрос к кому?).
2. Начальная форма: себя.
3. Постоянные признаки:
- возвратное
4. Непостоянные признаки:
- дательный падеж
5. В предложении является дополнением (взял (к кому?) к себе).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением