Упр.60 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
60. 1) Прочитайте текст и восстановите последовательность абзацев. Сформулируйте микротему каждого абзаца, составьте простой план текста.
(1) Мать — короткий праздник на Земле. Эти слова (не)ведомого ему поэта сейчас зв...нели у него в голове.
(2) Он остановился, пораженный лицом этой женщ...ны. Конечно, выражение скорби на её лице было связано с б...лезнью этого мальчика. Конечно, она пр..летела в Москву показать его врачам. Что они ей сказали? (На)вряд(ли) что(нибудь) ут...шительное. Иначе (от)куда такая скорбь на её лице?
(3) Вдруг его вн...мание пр...влекла женщ...на лет три(?)цати, по одежде явно крест...янка, сидевшая с уз...лками у ног. Его вн...мание привлекло выражение (не)обычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящ...го рядом с ней. Над глазом мальчика краснела чудов...щная опухоль вел...чиной с голубиное яйцо. Лицо мальчика, занятого игруш...чной машинкой, было б...змятежно, видно, он (н...)испытывал (н...)какой боли.
(4) И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так пр...вык к этому выражению, что (не)пон...мал его. И только сейчас понял. И эта женщ...на, которая была (на)много моложе не только его матери, но и его самого, вдруг пок...залась ему п...хожей на его мать.
(5) Он смотрел и смотрел на обыкнове(н/нн)ное лицо рус(?)кой женщины. В обычном смысле оно не было ни уродл...вым, ни красивым. Но сейчас оно было (не)обыкнове(н/нн)ым. Она молча смотрела в какую(то) (не)померную даль, и лицо её светилось тихой безропотной скорбью. Оно светилось скорбью и всё пон...мало. Оно вмещало в себе всю скорбь мира, и он почу(?)ствовал, что оно вм...щает в себе и скорбь по его матери, словно (н...)хуже него знает о её самоотверже(н/нн)о-мужестве(н/нн)ой терп...ливой жизни.
(6) В своей жизни он вид...л немало хорош...ньких, милых, красивых женских лиц. И только теперь, потрясё(н/нн)ый, понял, что (в)первые видит пр...красное лицо.
(По Ф. Искандеру)
Последовательность абзацев: 1, 3, 2, 5, 4, 6.
План:
1) Мать – короткий праздник на Земле.
2) Женщина с больным ребёнком.
3) Скорбь матери связана с болезнью сына.
4) Вся скорбь мира.
5) Скорбь была главным выражением лица его матери.
6) Прекрасное лицо.
2) Подумайте, какое название Фазиль Искандер дал этому рассказу, и выберите наиболее подходящий вариант.
1) Мать; 2) Скорбь; 3) Больной сын; 4) Встреча в аэропорту
Название: Скорбь.
3) Послушайте текст, проверьте свои предположения и составленный план.
4) Объясните все знаки препинания в тексте. Выпишите слова со скобками и пропущенными буквами, распределяя их по группам в зависимости от орфограммы. Какие из них наиболее сложны для вас? Как вы проверяете правописание слова — с помощью бумажного или электронного словаря?
Мать – короткий праздник на Земле. Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове.
Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. Лицо мальчика, занятого игрушечной машинкой, было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли.
Он остановился, поражённый лицом этой женщины. Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. Что они ей сказали? Навряд ли что-нибудь утешительное. Иначе откуда такая скорбь на её лице?
Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. Но сейчас оно было необыкновенным. Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой безропотной скорбью. Оно светилось скорбью и всё понимало. Оно вмещало в себе всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себе и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной терпеливой жизни.
И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. И только сейчас понял. И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.
В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.
(По Ф. Искандеру)
Примечания: – – тире между подл. и сказ., выраж. сущ. в И. п.
, – запятая при обособленном определении
, – запятая между прост. предл. в составе сложного
, – запятая при вводном слове
, – запятая при однородных членах
Орфограммы:
Слитное и раздельное написание не: неведомого, необычайной, не испытывал, не понимал, необыкновенным, непомерную, не хуже.
Безударные непроверяемые гласные в корне слова: звенели, выражение, внимание, узелками, безропотной, прекрасное.
Правописание суффиксов: поражённый, женщины, тридцати, чудовищная, игрушечной, обыкновенное, уродливым, самоотверженно-мужественной, видел, потрясённый, русской, хорошеньких.
Безударные проверяемые гласные в корне слова: болезнью, утешительное, величиной, показалась, вмещает, терпеливой.
Правописание приставок: прилетела, привлекла, безмятежно, привык, похожей.
Правописание наречий. местоимений, частиц: навряд ли, никакой, что-нибудь, откуда, намного, какую-то, впервые.
Разделительный ь: крестьянка.
Правописание окончаний: сидящего.
Непроизносимые согласные: почувствовал.
Чередующиеся безударные гласные в корне: понимал.
5) Выберите из трёх портретов наиболее подходящий к тексту по настроению. Подумайте, как вы обоснуете свой выбор. Составьте описание портрета, подобрав цитату или отдельные выражения из текста.
Я думаю, что по настроению наиболее подходит к тексту картина В. Е. Маковского «Свидание».
Герои картины – мать и сын. Мальчик был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая работа за ночлег и еду. Мать пришла его навестить, принеся из гостинцев лишь лепёшку хлеба, потому что больше у неё самой ничего нет. Она с тоской и грустью смотрит на сына, размышляя о его непростой доле. Мать видит, что он плохо одет, бос и голоден. Как болит и стонет её материнское сердце… На этой картине очень точно передано настроение матери, её любовь и глубокая скорбь от невозможности ничего изменить.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением