Упр.18 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
18. 1) Прочитайте текст и расскажите, о каком музее в нём идёт речь, где он находится, что вы о нём знаете. Объясните значение выделенных слов, воспользовавшись, если необходимо, толковым словарём.
В Петербурге3 снова появилось чудо света — хрустальный плафон Мраморного зала Российского этнографического музея, то есть это чудо света в прямом смысле слова. Лучи солнца, проходя сквозь плафон, создают неповторимый блеск, но почти семьдесят лет эта красота была скрыта от глаз. Во время войны в здание музея попала бомба, и около трети3 хрустальных плиток разбились. После войны их заменили обычным матовым стеклом, да и оно со временем покрылось грязью.
Плафон решили восстановить спустя шестьдесят1 лет после Победы, однако дело оказалось долгим. И не так много времени ушло на подбор технологии изготовления утраченного хрусталя, как сложно было довести эту технологию до ума. Всего на потолке 1536 плиток. И тогда, после войны, реставраторы старались максимально сохранить старые плитки, и нынешние мастера ставили перед собой ту же задачу.
К сожалению, почти все плитки оказались с трещинами: послевоенные2 реставраторы посадили стекло на очень твёрдую замазку, и нагрузки от стен передались хрусталю. Нынешние мастера сумели склеить девять плиток из десяти, а остальные пришлось заменить новыми.
(По А. Гурову)
В тексте говорится о Российском этнографическом музее, который находится в Санкт-Петербурге. Днём рождения музея принято считать 10(23) января 1902 года. Он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учреждённого 13 апреля 1895 года указом императора Николая II. Основная задача Этнографического отдела формулировалась так: «Представить картину этнографического протяжения нашего отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею». В 2022 г. Российский этнографический музей отметил 120-летие со дня основания.
Плафон – потолок, украшенный живописью, лепкой или мозаикой, а также потолок вообще.
Этнографический – изучающий состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения народов мира, а также их материальную и духовную культуру, особенности быта.
Реставратор – специалист по реставрации предметов искусства, памятников старины.
2) Найдите в каждом сложном предложении части, связанные сочинительной связью. Выпишите союзы, определите их разряд, значение и группу по составу.
Сочинительные союзы: то есть – пояснительный, составной; но – противительный, простой; и – соединительный, простой; да и – присоединительный, составной; однако – противительный, простой; не так… как – градационный, двойной; и… и – соединительный, повторяющийся; а – противительный, простой.
3) Послушайте заключительную часть заметки и определите, сколько в ней сложных предложений.
В заключительной часть заметки два сложных предложения.
4) Работа в паре. Запишите прослушанный отрывок двумя способами: а) используя сложные предложения с бессоюзной и сочинительной связью; б) используя только простые предложения. Сопоставьте два варианта текста и определите, какой из них вам кажется более уместным для письменного текста, а какой лучше для восприятия на слух.
а) Таких хрустальных потолков больше нет нигде в мире, причём ещё в начале прошлого века, привычного к архитектурным изыскам, плафон считался уникальным сооружением. А сейчас подобного вообще нигде не делают: вкусы архитекторов поменялись, да и дорогое это удовольствие.
б) Таких хрустальных потолков больше нет нигде в мире. Причём ещё в начале прошлого века, привычного к архитектурным изыскам, плафон считался уникальным сооружением. А сейчас подобного вообще нигде не делают. Вкусы архитекторов поменялись. Да и дорогое это удовольствие.
Первый вариант более уместен для письменного текста, второй – для восприятия на слух.
5) Определите, как используется в первом абзаце фразеологическое сочетание. Можно ли утверждать, что здесь использован приём разрушения образности фразеологизма из-за употребления входящих в него слов в прямом значении? Напишите свой ответ в виде небольшого сочинения-рассуждения.
Важнейшей особенностью фразеологизмов является то, что они не создаются в процессе речи, а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы характеризует постоянство состава. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу, а фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придёт в голову вместо кот наплакал сказать кошка наплакала. Большинству фразеологизмов свойственна непроницаемость структуры, устойчивость грамматического строения и строго закреплённый порядок слов.
Писатели и публицисты, обновляя семантику фразеологизмов, нередко пользуются одним из наиболее ярких стилистических приёмов – разрушением их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает своё метафорическое значение и воспринимается буквально: В Петербурге снова появилось чудо света – хрустальный плафон Мраморного зала Российского этнографического музея, то есть это чудо света в прямом смысле слова.
Приём разрушения образного значения фразеологизма не затрагивает лексико-грамматического состава – его внешняя форма обычно сохраняется, но смысл толкуется по-новому. В подобных ситуациях часто возникают каламбуры, построенные на так называемой внешней омонимии фразеологизмов и свободных сочетаний слов.
6) Напишите сжатое изложение первой части текста, используя приём исключения второстепенной информации (повторов, подробностей, деталей), а также приём упрощения синтаксических структур (за счёт сокращения частей сложного предложения).
В Петербурге снова появилось чудо света – хрустальный плафон Мраморного зала Российского этнографического музея. Почти семьдесят лет эта красота была скрыта от глаз. Во время войны в здание музея попала бомба, и около трети хрустальных плиток разбились. После войны их заменили обычным матовым стеклом.
Плафон решили восстановить спустя шестьдесят лет после Победы. И послевоенные, и нынешние реставраторы старались максимально сохранить старые плитки.
К сожалению, почти все плитки оказались с трещинами. Нынешние мастера сумели склеить девять плиток из десяти, а остальные пришлось заменить новыми.
Шестьдесят1 [шызд’исат] 3 слога
ш – [ш] – согласный, глухой, парный, твёрдый, непарный
е – [ы] – гласный, безударный
с – [з’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
т – [–] – не образует звука в данном слове
ь – [–] – не образует звука
д – [д’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
е – [и] – гласный, безударный
с – [с] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
я – [а] – гласный, ударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
10 б., 8 зв.
1. В Петербурге3 – существительное.
2. Н. ф. – Петербург.
3. Постоянные признаки:
– собственное;
– неодушевлённое;
– м. р.;
– 2 склонение.
4. Непостоянные признаки:
– только в ед. ч.;
– в П. п.
5. Обстоятельство.
1. (Около) трети3 – существительное.
2. Н. ф. – треть.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– 3 склонение.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в Р. п.
5. Обстоятельство.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением