Упр.13 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 13. 1) Прочитайте предложения и объясните, по какому принципу они разделены на группы. Что разделяют пронумерованные знаки препинания — части предложения или члены...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
13. 1) Прочитайте предложения и объясните, по какому принципу они разделены на группы. Что разделяют пронумерованные знаки препинания — части предложения или члены предложения? Что связывают выделенные союзы и союзное слово?
1. Так стихи не учатся,(1) ты пытаешься выучить их как набор букв,(2) слов,(3) знаков препинания. Стоит хотя бы одному значку выпасть из памяти —(4) ты сразу всё забудешь. А стихотворение —(5) это же целый образ,(6) настоящая кар-тина;(7) постарайся представить себе эту картину,*^ ещё лучше —(9) нарисуй.
2. В школе учительница вызвала Сеньку отвечать первым, и он вышел к доске вместе с рисунком. Он не только ни разу не сбился1, но и рассказал стихотворение с чувством, зато в этот раз весь класс слушал его заворожённо2. И вновь будто возникло великолепие летнего вечера, и горел бледно-красный закат, и веяло свежим ветром, и мчались по долине кони.
3. Если ты плохо запоминаешь стихотворения, попытайся представить и нарисовать то, о чём писал поэт. Это может помочь3 в запоминании, так как активизирует дополнительные резервы5 памяти.
(По А. Герасимовой)
Первая группа – бессоюзные сложные предложения, вторая – сложносочинённые, третья – сложноподчинённые.
Знаки препинания 1, 4, 7, 8 разделяют части предложения.
Знаки препинания 2, 3, 5, 6, 9 разделяют члены предложения.
Союз не только … но и связывает однородные члены предложения, а остальные выделенные союзы и союзное слово – части сложных предложений.
2) Работа в паре. Рассмотрите схемы предложений. Выпишите из каждой группы предложение, соответствующее одной из схем, и объясните друг другу, на что вы ориентировались при поиске.
а) [_=],[_=].
б) [ =, =], зато [ —].
в) [ =], (так как ==).
а) – Так стихи не учатся, ты пытаешься выучить их как набор букв, слов, знаков препинания.
б) – Он не только ни разу не сбился, но и рассказал стихотворение с чувством, зато в этот раз весь класс слушал его заворожённо.
в) – Это может помочь в запоминании, так как активизирует дополнительные резервы памяти.
3) Из бессоюзных сложных выпишите предложение, где первая часть — безличное предложение. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого в каждой части.
Стоит хотя бы одному значку выпасть из памяти (СГС) – ты сразу всё забудешь (ПГС).
4) Из сложносочинённых предложений выпишите существительное, образованное с помощью нулевого суффикса (бессуфиксным способом).
Закат < закатить.
5) В сложноподчинённых предложениях найдите заимствованный книжный глагол, замените его нейтральным синонимом.
Активизировать – стимулировать.
Сбился1 [зб’илс’а] 2 слога
с – [з] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
б – [б’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
и – [и] – гласный, ударный
л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
с – [с’] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
я – [а] – гласный, безударный
6 б., 6 зв.
1. Помочь3 – глагол.
2. Н. ф. – помочь.
3. Постоянные признаки:
– невозвратный;
– сов. вид;
– I спр.;
– непереходный.
4. Непостоянные признаки:
– инфинитив (неизменяемая форма).
5. Сказуемое.
1) Резервы5 – возможности, средства, ещё не использованные;
2) многозначное, имеет пять значений;
3) употреблено в прямом значении;
4) синонимы: запасы, ресурсы;
5) антонимов нет;
6) омонимов нет;
7) заимствованное из французского языка;
8) активного словарного запаса, общеупотребительное нейтральное;
9) фразеологизмы: в резерве.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением