Упр.9 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 9. 1) Вспомните особенности союзов, предлогов и частиц как частей речи. Как называют эти части речи? В чём их сходство с вводными словами? Укажите, в каких предложениях...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
9. 1) Вспомните особенности союзов, предлогов и частиц как частей речи. Как называют эти части речи? В чём их сходство с вводными словами? Укажите, в каких предложениях выделены: а) союзы; б) частицы; в) предлоги; г) вводные слова.
1. Вася, конечно, не дерёт(?)ся. 2. Правда, с Васей не легче, хоть он и муч...ет Соню совсем (по)другому. 3. Вася хороший человек, но вот Мишка при каждом удобном случае н...ровит расправит(?)ся кулаками. 4. Он этого сам (не)знает и очень удивился бы, если б ему об этом сказали. 5. А дело всё в том, что Соне Вася нравит(?)ся. 6. Если он с сеткой — значит, в м...газин. 7. Ну, например, она сл...дит из окошка, куда Вася пош...л. 8. И Соня тоже хв...тает сетку и бежит за ним следом, даже если у неё нет денег. 9. Соне ужас(?)но обидно, что Вася не замечает, как она умеет св...стеть в два пальца и лучше всех девч...нок катает(?)ся на коньках. 10. Хоть бы заметил, похв...лил.
(А. Драбкина)
2) Вспомните, чем отличаются простые предложения от сложных, полные — от неполных. Назовите грамматические основы каждого предложения и определите, какие из них простые, а какие — сложные.
3) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обведите в них союзы и расскажите, что они связывают — однородные члены или части сложного предложения. Определите разряд каждого союза и группу по значению (для справки можете обратиться к таблице из главы 1 на с. 45).
Предлоги, союзы и частицы принадлежат к служебным частям речи. Они не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения, к ним нельзя задать вопрос, они употребляются со словами самостоятельных частей речи.
Сходство служебных частей речи с вводными словами в том, что к ним нельзя задать вопрос, они не изменяются и не являются отдельным членом предложения.
а) союзы – 2, 3, 4, 5, 9;
б) частицы – 2, 10;
в) предлоги – 8;
г) вводные слова – 1, 6, 7.
Отличие простого предложения от сложного заключается в том, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – две и более грамматических основы.
Полными являются простые двусоставные и односоставные предложения, которые характеризуются наличием всех членов, необходимых по их структуре. Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один или несколько его членов, необходимых по смыслу и по структуре. Пропущенные члены легко восстанавливаются из содержания предыдущего предложения.
1) Вася, конечно, не дерётся (что делает?). – ПП
2) Правда, с Васей не легче, хоть он и мучает (мучать) Соню совсем по-другому (наречие). – СП, союз хоть и связывает части СП, подчинительный, уступительный.
3) Вася хороший человек, но вот Мишка при каждом удобном случае норовит (норов) расправиться (что сделать?) кулаками. – СП, союз связывает части СП, сочинительный, противительный.
4) Он этого сам не знает (глагол) и очень удивился бы, если б ему об этом сказали. – СП, союз и связывает однородные члены, сочинительный, соединительный; союз если связывает части СП, подчинительный, условный.
5) А дело всё в том, что Соне Вася нравится (что делает?). – СП, союз а связывает предложения в тексте, сочинительный, противительный; союз что связывает части СП, подчинительный, изъяснительный.
6) Если он с сеткой – значит, в магазин (словарное слово). – СП, союз связывает части СП, подчинительный, условный.
7) Ну, например, она следит (слежка) из окошка, куда Вася пошёл (шедший). – СП, союз связывает части СП, подчинительный, изъяснительный.
8) И Соня тоже хватает (схватит) сетку и бежит за ним следом, даже если у неё нет денег. – СП, первый союз и связывает предложения в тексте, сочинительный, соединительный; второй союз и связывает однородные члены, сочинительный, соединительный; союз если связывает части СП, подчинительный, условный.
9) Соне ужасно (ужасен) обидно, что Вася не замечает, как она умеет свистеть (свист) в два пальца и лучше всех девчонок катается (что делает?) на коньках. – СП, союз что связывает части СП, подчинительный, изъяснительный; союз как связывает части СП, подчинительный, изъяснительный; союз и связывает однородные члены, сочинительный, соединительный.
10) Хоть бы заметил, похвалил (похвалишь). – ПП
(А. Драбкина)
4) Найдите предложения, в которых союзы связывают не однородные члены или части сложного предложения, а целые предложения в тексте. Объясните, по какому признаку вы это можете определить.
Предложения, в которых союзы связывают не однородные члены или части сложного предложения, а целые предложения в тексте, – 5 (союз а) и 8 (союз и). Союзы в начале предложений выражают отношения к соседним предложениям, служат средством связи между ними.
5) Можно ли утверждать, что в этих предложениях из художественного текста разговорная лексика используется как выразительное средство? Какие морфологические и синтаксические средства могут создавать разговорную окраску текста?
Да, в этих предложениях из художественного текста разговорная лексика (из окошка, хватает, ужасно в значении «очень») используется как выразительное средство. Разговорную окраску в данном тексте создают такие морфологические и синтаксические средства, как усечённые формы служебных слов (хоть), отсутствие причастий, деепричастий, кратких форм прилагательных, неполные предложения (Если он с сеткой – значит, в магазин), безличные предложения (…даже если у неё нет денег; Соне ужасно обидно…) и др.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением