Упр.66 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 66. 1) Вспомните, что вы уже знаете о предложениях с прямой речью, и рассмотрите их схемы. Какая буква в них обозначает прямую речь, а какая — слова автора? Почему в...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
66. 1) Вспомните, что вы уже знаете о предложениях с прямой речью, и рассмотрите их схемы. Какая буква в них обозначает прямую речь, а какая — слова автора? Почему в схемах используются прописные и строчные буквы?
1. А: «П!»
2. А: «П?»
3. «П?» — а.
4. А: «П».
5. «П, — а, — п?»
Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора (А или а) и речи действующего лица (П или п).
Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка – после них.
Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Если слова автора разрывают прямую речь, кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи.
1) Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются c обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
2) Если на месте разрыва прямой речи должна быть точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, после этих слов – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
3) Если на месте разрыва прямой речи оказывается восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, далее следует тире перед словами автора, после этих слов ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
2) Найдите среди примеров предложения с прямой речью и определите, каким схемам из задания 1 они соответствуют.
1. — А ты видел когда-нибудь воздух? — спросил меня Юра. Я подумал и сказал:
— Видел.
2. «А ты видел когда-нибудь воздух?» — спросил меня Юра. Я подумал и сказал: «Видел».
3. Юра спросил меня, видел ли я когда-нибудь воздух.
Я подумал и сказал, что видел.
Предложения под № 2 соответствуют схемам № 3 и 4.
3) Чем отличаются предложения в примерах 1 и 2 от предложений в примере 3? Можно ли сказать, что предложения с косвенной речью точно передают слова персонажей диалога? Что изменяется и какие слова добавляются в предложениях с косвенной речью?
Предложения в примере 1 – это диалог, а в примере 2 предложения с косвенной речью.
Предложения с косвенной речью сохраняют содержание чужого высказывания, но не сохраняют его форму и интонацию.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчинённые предложения с добавлением союзов что, будто, чтобы, местоимений и наречий кто, что, какой, где, когда, почему и других, а также частицы ли.
4) Найдите среди примеров сложноподчинённые предложения. Какую речь они передают — прямую или косвенную?
Сложноподчинённые предложения: Юра спросил меня, видел ли я когда-нибудь воздух. Я подумал и сказал, что видел.
Передают косвенную речь.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением