Упр.65 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 65. 1) Прочитайте текст, из которого удалены почти все осложняющие его компоненты. Понятны ли вам его тема и основная мысль? Есть ли части, в которых нарушена связность...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
65. 1) Прочитайте текст, из которого удалены почти все осложняющие его компоненты. Понятны ли вам его тема и основная мысль? Есть ли части, в которых нарушена связность текста?
(1) Никогда не зна...шь, в какой м...мент «выстрелит» какое-то полезное умение. (2) Человеку, который в детстве активно трен...ровал мелкую моторику рук, будет легче стать х...рургом, проводящим филигранные5 операц...и, в которых нельзя допустить ни одного неправильного дв...жения. (3) Если что и может з...ставить мозг работать лучше, то это — трен...ровка. (4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и на...борот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. (5) И чем мозг младше3, тем он более «гибкий». (6) Именно поэтому дети г...раздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться2 к новым ситуациям. (7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. (8) И если вы будете это делать, то ничто не пом...шает вам сделать великие открытия. (9) О том, как работает мозг.
(По В. Башмаковой)
Тема и основная мысль текста понятны. Связность текста нарушена между 8 и 9 предложениями.
2) Объясните, почему в тексте взяты в кавычки два слова. Определите, в каком значении они употреблены — в прямом или переносном. Подберите к этим словам синонимы.
Слова «выстрелит» и «гибкий» взяты в кавычки, потому что они употреблены в переносном значении.
Выстрелить – перен. оказаться действенным, произвести значительный эффект. Синонимы – проявиться.
Гибкий – перен. быстро применяющийся к условиям, к обстоятельствам. Синонимы – податливый, приспосабливающийся.
3) Укажите номера сложных и простых предложений, объясните, как вы их различаете.
Сложные предложения: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9.
Простые предложения: 6, 7.
Отличие простого предложения от сложного заключается в том, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – две и более грамматических основы.
4) Запишите номера предложений в столбик. Послушайте исходный текст, возле каждого номера предложения запишите пропущенный осложняющий компонент и укажите вид осложнения.
1) приобретённое в детстве – причастный оборот;
2) например – вводное слово; занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием – деепричастный оборот; точные – однородный член;
3) иными словами – вводное слово; причём тренировка с самого детства – присоединительная конструкция;
4) –
5) и восприимчивый – однородный член;
6) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки) – вставная конструкция;
7) –
8) –
9) например – вводное слово.
5) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и добавляя те вводные конструкции, однородные и обособленные члены предложения, которые, с вашей точки зрения, делают его более точным и выразительным.
(1) Никогда не знаешь (глагол I спр.), в какой момент (словарное слово) «выстрелит» какое-то полезное умение, приобретённое в детстве. (2) Например, человеку, который в детстве активно тренировал (ирова) мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом (словарное слово), проводящим филигранные5, точные операции (сущ. на -ция), в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения (двигаться). (3) Иными словами, если что и может заставить (словарное слово) мозг работать лучше, то это – тренировка (ирова), причём тренировка с самого детства. (4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот (словарное слово) – чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать (и после ц в корне). (5) И чем мозг младше3, тем он более «гибкий» и восприимчивый. (6) Именно поэтому дети гораздо (словарное слово) быстрее взрослых умеют приспосабливаться2 (словарное слово) к новым ситуациям (сущ. на -ция) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). (7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. (8) И если вы будете это делать, то ничто не помешает (помеха) вам сделать великие открытия. (9) Например, о том, как работает мозг.
(По В. Башмаковой)
6) Выполните орфографический разбор слов с пропущенными буквами из предложения 1.
1) Знаешь – личные окончания глаголов.
В окончаниях глаголов I спряжения единственного числа пишется буква е.
Принцип орфографии – морфологический.
2) Момент – безударная непроверяемая гласная в корне слова.
Словарное слово.
Принцип орфографии – традиционный.
7) Самостоятельно придумайте тему сочинения по материалу прочитанного текста и напишите небольшое сочинение, используя предложенные конструкции. vHlO
Никогда не знаешь, что/когда/в какой момент...
Если что и может заставить меня..., то...
Тренировать ... надо, потому что...
И если я буду это делать, то...
Чтобы быть умным, надо работать руками
Говорят, чтобы быть умным, надо работать руками, а чтобы работать руками, надо работать головой. Чтобы мозг работал эффективно, его необходимо «тренировать», причём делать это с самого раннего возраста. Никогда не знаешь, когда проявится какое-то полезное умение, приобретённое в детстве. Тесную взаимосвязь головного мозга и моторного центра, который отвечает за движение пальцев, учёные обнаружили уже давно. Мелкая моторика рук хорошо развивает речь, мыслительные процессы, воображение, память, творческие способности. Для развития мелкой моторики можно выбрать что-то по душе: игра на музыкальных инструментах, собирание различных мелких деталей, занятие рукоделием и т. д. Например, дети, систематически складывающие головоломки, легче справляются со школьными заданиями, лучше усваивают учебный материал, а в нестандартных ситуациях действуют увереннее. Также головоломки тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет. Впрочем, развитие моторики важно всегда, в любом возрасте. Учёные выяснили, что вязание или рисование защищают мозг человека от слабоумия. Так что мелкую моторику рук лучше продолжать развивать всю жизнь.
1. Младше3 – прилагательное.
2. Н. ф. – младший.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в сравнительной степени.
5. Сказуемое.
1) Филигранный5 – слово употреблено в значении «выполняемый, совершаемый с большим мастерством, тщательно и искусно, с вниманием к тонким деталям».
2) Слово имеет три значение.
3) Употреблено в переносном значении.
4) Синонимы в этом значении: искусный, тонкий.
5) Антонимы в этом значении: грубый, топорный.
6) Омонимов нет.
7) Слово заимствовано через немецкий или французский из итальянского языка.
8) Книжное слово из пассивного словарного запаса.
9) Фразеологизмы: филигранная работа.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением