Упр.60 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 60. 1) Прочитайте фрагмент книги Александра Николаевича Болдырева «Осадная Запись». О каком времени и о каких событиях идёт речь в этом тексте? Какие предложения вводят...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
60. 1) Прочитайте фрагмент книги Александра Николаевича Болдырева «Осадная Запись». О каком времени и о каких событиях идёт речь в этом тексте? Какие предложения вводят вас в обстановку и время повествования? Определите жанр этого текста.
15 декабря 1941. Крепчайший мороз. Трамваев никаких. Воздушных тревог нет. Хлебной прибавки, конечно, нет... Картина застывшего города с бесконечно чёрными потоками и ручейками людей по мостовым, улицам, панелям — потрясающа. Лошадей и машин почти нет. Вчера и сегодня лапа голода и уныния грязно легла на мой дом и осквернила его. Новое бедствие — управдом урезал порцию дров до 1 кубометра. Это на месяц. А потом?
В этом тексте идёт речь о блокаде Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 г. Она стала одним из самых страшных событий Великой Отечественной войны. В обстановку и время повествования вводят назывные предложения. Жанр этого текста – дневник.

2) Сравните, сколько односоставных и двусоставных, простых и сложных предложений в этом тексте. Определите, какие предложения в нём преобладают. Найдите неполное предложение и дополните его конструкцию.
Односоставных предложений – 8, двусоставных – 4, простых – 10, сложных – 1. Преобладают простые односоставные предложения. Неполное предложение А потом? можно дополнить главными членами: А что будет потом?

3) Какова роль назывных предложений в этом тексте? Может ли меняться значение времени главного члена безличного предложения? А назывного? Для ответа на этот вопрос можете ознакомиться с рубрикой «Лингвистическая кладовая».
Лингвистическая кладовая
Назывные предложения могут выражать значение существования предмета или явления. Такие предложения знакомят читателя или слушателя с местом, временем, другими обстоятельствами дальнейшего повествования, то есть рисуют картину, которую он должен представить. Назывные предложения характерны для начала рассказа, романа, очерка, дневниковой записи или для начала нового эпизода художественного повествования: Утро. Молоко с голубоватой пенкой. Лай собак, ПОЗвЯКиванъе ведер... (С. Довлатов)
Назывные предложения могут сообщать о том, что видит перед собой повествователь или персонаж, оказавшийся в каком-то месте, помещении. Это особый изобразительный приём, создающий эффект присутствия наблюдателя (а через него — и читателя) в изображаемой ситуации: Он вошёл в комнату и осмотрелся. Картины на степе, статуэтки, старинные часы. Типичное жилище коллекционера. Говорящий мысленно переносится в прошлое, то есть в то время, в котором происходят события, и для него они происходят «сейчас», — поэтому назывные предложения не переводятся в прошедшее время.
Роль назывных предложений в этом тексте – создать образную, зримую картину и ввести читателя в обстановку действия.
Значение времени главного члена безличного предложения может меняться: Смеркается/Смеркалось/Скоро будет смеркаться; Воз-душных тревог нет/не было/не будет. А значение времени главного члена назывного предложения меняться не может, т. к. картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется, запечатлевает одно мгновение, один кадр, фиксирует только настоящее время.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением