Упр.60 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
60. 1) Прочитайте фрагмент книги Александра Николаевича Болдырева «Осадная Запись». О каком времени и о каких событиях идёт речь в этом тексте? Какие предложения вводят вас в обстановку и время повествования? Определите жанр этого текста.
15 декабря 1941. Крепчайший мороз. Трамваев никаких. Воздушных тревог нет. Хлебной прибавки, конечно, нет... Картина застывшего города с бесконечно чёрными потоками и ручейками людей по мостовым, улицам, панелям — потрясающа. Лошадей и машин почти нет. Вчера и сегодня лапа голода и уныния грязно легла на мой дом и осквернила его. Новое бедствие — управдом урезал порцию дров до 1 кубометра. Это на месяц. А потом?
В этом тексте идёт речь о блокаде Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 г. Она стала одним из самых страшных событий Великой Отечественной войны. В обстановку и время повествования вводят назывные предложения. Жанр этого текста – дневник.
2) Сравните, сколько односоставных и двусоставных, простых и сложных предложений в этом тексте. Определите, какие предложения в нём преобладают. Найдите неполное предложение и дополните его конструкцию.
Односоставных предложений – 8, двусоставных – 4, простых – 10, сложных – 1. Преобладают простые односоставные предложения. Неполное предложение А потом? можно дополнить главными членами: А что будет потом?
3) Какова роль назывных предложений в этом тексте? Может ли меняться значение времени главного члена безличного предложения? А назывного? Для ответа на этот вопрос можете ознакомиться с рубрикой «Лингвистическая кладовая».
Лингвистическая кладовая
Назывные предложения могут выражать значение существования предмета или явления. Такие предложения знакомят читателя или слушателя с местом, временем, другими обстоятельствами дальнейшего повествования, то есть рисуют картину, которую он должен представить. Назывные предложения характерны для начала рассказа, романа, очерка, дневниковой записи или для начала нового эпизода художественного повествования: Утро. Молоко с голубоватой пенкой. Лай собак, ПОЗвЯКиванъе ведер... (С. Довлатов)
Назывные предложения могут сообщать о том, что видит перед собой повествователь или персонаж, оказавшийся в каком-то месте, помещении. Это особый изобразительный приём, создающий эффект присутствия наблюдателя (а через него — и читателя) в изображаемой ситуации: Он вошёл в комнату и осмотрелся. Картины на степе, статуэтки, старинные часы. Типичное жилище коллекционера. Говорящий мысленно переносится в прошлое, то есть в то время, в котором происходят события, и для него они происходят «сейчас», — поэтому назывные предложения не переводятся в прошедшее время.
Роль назывных предложений в этом тексте – создать образную, зримую картину и ввести читателя в обстановку действия.
Значение времени главного члена безличного предложения может меняться: Смеркается/Смеркалось/Скоро будет смеркаться; Воз-душных тревог нет/не было/не будет. А значение времени главного члена назывного предложения меняться не может, т. к. картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется, запечатлевает одно мгновение, один кадр, фиксирует только настоящее время.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением