Упр.92 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 92. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.Чистые пруды... Для иных это просто улица бульвар пруд а для меня...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
92. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
Чистые пруды... Для иных это просто улица бульвар пруд а для меня средоточие самого прекрасного чем было исполнено моё детство самого радостного и самого печального ибо печаль детства тоже прекрасна.
Чистые пруды это первая снежная баба первый дом из глины вылепленные твоими руками и пусть ты не стал ни ваятелем1 ни зодчим ты открыл в себе творца строителя узнал что руки твои могут не только хватать комкать рвать рушить но и создавать то чего ещё не было...
Чистые пруды это целый мир чудесных неожиданностей. Милые скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Мы ловили тут рыбу и бывало на крючке извивалась не просто чёрная пиявка а настоящая серебряная плотвичка и это было чудом поймать рыбу в центре города.
Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки жившие на бульваре отказывали нам обитателям ближних переулков в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу кататься на лодке лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки рисковавшие приобщиться к запретным благам беспощадно карались. Разбитый нос фиолетовый синяк под глазом сорванная с головы шапка обычная расплата за дерзость3. И всё же никто из нас не изменил привычному маршруту никто не смирился с жестоким произволом Чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли.
(По Ю. Нагибину)
Чистые пруды... Для иных это просто улица, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными с помощью бессоюзной связи) бульвар, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) пруд, (запятая разделяет части сложного предложения) а для меня – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) средоточие самого прекрасного, (запятая разделяет части сложного предложения) чем было исполнено моё детство, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) самого радостного и самого печального, (запятая разделяет части сложного предложения) ибо печаль детства тоже прекрасна.
Чистые пруды – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это первая снежная баба, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) первый дом из глины, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) вылепленные твоими руками, (запятая разделяет части сложного предложения) и пусть ты не стал ни ваятелем, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными повторяющимся союзом ни... ни) ни зодчим – (вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод) ты открыл в себе творца, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) строителя, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) узнал, (запятая разделяет части сложного предложения) что руки твои могут не только хватать, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) комкать, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) рвать, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) рушить, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи противительного союза но) но и создавать то, (запятая разделяет части сложного предложения) чего ещё не было...
Чистые пруды – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Мы ловили тут рыбу, (запятая разделяет части сложного предложения) и, (запятой выделяется вводное слово) бывало, (запятой выделяется вводное слово) на крючке извивалась не просто чёрная пиявка, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи противительного союза а) а настоящая серебряная плотвичка, (запятая разделяет части сложного предложения) и это было чудом – (приложение с пояснительным значением отделяется тире) поймать рыбу в центре города.
Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) жившие на бульваре, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) отказывали нам, (запятой выделяется уточняющее дополнение) обитателям ближних переулков, (запятой выделяется уточняющее дополнение) в высоком звании «чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) кататься на лодке, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) рисковавшие приобщиться к запретным благам, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) беспощадно карались. Разбитый нос, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) фиолетовый синяк под глазом, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) сорванная с головы шапка – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) обычная расплата за дерзость. И всё же никто из нас не изменил привычному маршруту, (запятая разделяет части сложного предложения) никто не смирился с жестоким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли.
1. Графически обозначьте в тексте подлежащие и сказуемые; укажите, чем они выражены. Определите типы сказуемых, укажите их составные части.
Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, (составные именные сказуемые; нулевая связка + существительное) а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна. (составное именное сказуемое, нулевая связка + краткое прилагательное)
Чистые пруды – это первая снежная баба, (составное именное сказуемое, нулевая связка + указательное местоимение + существительное) первый дом (составное именное сказуемое, нулевая связка + существительное) из глины, вылепленные твоими руками, и пусть ты не стал (простое глагольное сказуемое, глагол) ни ваятелем, ни зодчим – ты открыл (простое глагольное сказуемое, глагол) в себе творца, строителя, узнал, (простое глагольное сказуемое, глагол) что руки твои могут не только хватать, комкать, рвать, рушить, но и создавать (составные глагольное сказуемое, модальный глагол + инфинитив) то, чего ещё не было... (простое глагольное сказуемое, глагол)
Чистые пруды – это целый мир (составное именное сказуемое, нулевая связка + указательное местоимение + существительное) чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. (составное именное сказуемое, глагол-связка + существительное) Мы ловили (простое глагольное сказуемое, глагол) тут рыбу, и, бывало, на крючке извивалась (простое глагольное сказуемое, глагол) не просто чёрная пиявка, а настоящая серебряная плотвичка, и это было чудом (составное именное сказуемое, глагол-связка + существительное) – поймать рыбу в центре города.
Чистые пруды были для нас и школой мужества. (составное именное сказуемое, глагол-связка + существительное) Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали (простое глагольное сказуемое, глагол) нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали (простое глагольное сказуемое, глагол) нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано (составное именное сказуемое, нулевая связка + краткое причастие) ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, беспощадно карались. (простое глагольное сказуемое, глагол) Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка – обычная расплата (составное именное сказуемое, нулевая связка + существительное) за дерзость. И всё же никто из нас не изменил (простое глагольное сказуемое, глагол) привычному маршруту, никто не смирился (простое глагольное сказуемое, глагол) с жестоким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало (простое глагольное сказуемое, глагол) характера и воли.
2. Определите способы и средства связи предложений в последнем абзаце.
Основной способ связи – цепной. 4 и 5 предложения соединены при помощи параллельной связи.
Средства связи:
- однокоренные слова (Чистые пруды – чистопрудных)
- формы слова (для нас – нам)
- личные местоимения
- контекстные синонимы (отказывали – не признавали; радости - блага)
- притяжательные местоимения
- понятия с отношением «общее-частное» (радости – ловить рыбу, кататься на лодке, лазать по валунам, строить снежные крепости)
- слова одной семантической группы (рисковавшие – дерзость; карались – расплата)
- союзы (и)
- частицы (всё же)
- указательные местоимения
3. Определите стиль текста и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Стиль текста – художественный. Автор описывает свои воспоминания о детстве, связанные с Чистыми прудами. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои чувства и эмоции. Текст также содержит элементы повествования и описания, что характерно для художественного стиля.
Ведущий тип речи – рассуждение. В тексте автор размышляет о значении Чистых прудов в его жизни и детстве. Он анализирует свои воспоминания и чувства, связанные с этим местом, и приходит к выводу, что Чистые пруды были для него не просто улицей или прудом, а целым миром чудесных неожиданностей и школой природы и мужества. Нагибин также рассуждает о том, как эти воспоминания повлияли на его жизнь и развитие, и делает вывод о том, что даже несмотря на трудности и препятствия, связанные с общением с местными мальчишками, он не изменил своему привычному маршруту и не смирился с жестоким произволом «чистопрудных захватчиков». Это требует характера и воли. Текст содержит элементы композиционной схемы рассуждения: экспозицию, постановку проблемы, тезисы, аргументацию и вывод. Это позволяет автору последовательно и логично представить свои мысли и убедить читателя в своей правоте.
Фонетический анализ слова:
Ваятелем
1. Ваятелем – ва-я-те-лем (4 слога; 2-й слог ударный).
2. Ваятелем – [вай’ат’ил’им].
3. В слове 8 букв: 4 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
в – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
а – [ъ]: гласный, безударный
я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[а]: гласный, ударный
т – [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
е – [ь]: гласный, безударный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
е – [ь]: гласный, безударный
м – [м]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
5. В слове 9 звуков: 4 гласных и 5 согласных.
Гласная буква я после другого гласного образует два звука.
Морфологический анализ слова:
(за) дерзость
1. (за) дерзость – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос за что?).
2. Начальная форма: дерзость.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- женский род
- 3 склонение
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- винительный падеж
5. В предложении является дополнением (расплата (за что?) за дерзость).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением