Упр.9 ГДЗ Рыбченкова Александрова 7 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 7 класс, Просвещение:
9 Прочитайте текст. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Это были старые ёлки1. На их макушках гроздьями висели зрелые медные шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох а толстые стволы облеплены были серыми звёздами лишайника.
Морозной смолой пахли подошвы деревьев стволы опасно уходили вверх сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук. В красном грозовом шлеме на осине сидел чёрный дятел долбил дупло.1 Заметив песцов, он крикнул пронзительно расставил в воздухе бесшумные крылья пырнул в еловый сумрак.
(Ю. Коваль)
Это были старые ёлки. На их макушках гроздьями висели зрелые медные шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох, (запятая разделяет части сложного предложения) а толстые стволы облеплены были серыми звёздами лишайника.
Морозной смолой пахли подошвы деревьев, (запятая разделяет части сложного предложения) стволы опасно уходили вверх, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук. В красном грозовом шлеме на осине сидел чёрный дятел, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) долбил дупло. Заметив песцов, он крикнул пронзительно, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) расставил в воздухе бесшумные крылья, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) нырнул в еловый сумрак.
1. Докажите, что это текст, а не набор предложений.
Данный набор предложений представляет собой текст.
- Все предложения объединены одной общей темой (описание зимнего пейзажа и событий, происходящим в нём).
- Предложения следуют друг за другом в определённой последовательности, их нельзя поменять местами без потери смысла текста.
- Текст создаёт полное представление о зимней картине. Каждое следующее предложение добавляет новые детали к общей картине.
- Предложения связаны между собой по смыслу и по содержанию.
2. Укажите, какими средствами выразительности являются выделенные слова. Воспользуйтесь материалами «Памятки».
Это были старые ёлки. На их макушках гроздьями (метафора) висели зрелые (эпитет) медные шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох, а толстые стволы облеплены были серыми звёздами (метафора) лишайника.
Морозной смолой пахли подошвы (метафора) деревьев, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались (метафора) в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук. В красном грозовом (эпитет) шлеме на осине сидел чёрный дятел, долбил дупло. Заметив песцов, он крикнул пронзительно, расставил в воздухе бесшумные крылья, нырнул в еловый сумрак.
3. Прочитайте текст без прилагательных. Какова их роль в тексте?
Это были ёлки. На их макушках гроздьями висели шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох, а стволы облеплены были звёздами лишайника.
Смолой пахли подошвы деревьев, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался и стук. В шлеме на осине сидел дятел, долбил дупло. Заметив песцов, он крикнул пронзительно, расставил в воздухе крылья, нырнул в сумрак.
Прилагательные в тексте играют важную роль, создавая визуальные образы, передавая атмосферу и настроение, делая описание более ярким и выразительным. Они помогают усиливать восприятие текста за счёт выделения важных деталей и передачи эмоций.
4. Определите, какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) встречаются в тексте.
В данном тексте встречаются описание и повествование.
Описание – первые несколько предложений описывают зимний лесной пейзаж.
Повествование – вторая часть текста, где описываются действия (стук дятла и его действия). Здесь события разворачиваются последовательно, одно за другим.
Фонетический разбор слова:
Ёлки
1. Ёлки – ёл-ки (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Ёлки – [й’олк’и]
3. В слове 4 буквы: 2 гласных и 2 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
ё – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[о]: гласный, ударный
л – [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
к – [к’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
и – [и]: гласный, безударный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Гласная буква ё в начале слова образует два звука.
Синтаксический разбор предложения:
[Морозной смолой пахли подошвы деревьев]1, [стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой]2.
(1-я часть: (что?) подошвы; подошвы (что делали?) пахли; пахли (чем?) смолой; смолой (какой?) морозной; подошвы (чего?) деревьев;
2-я часть: (что?) стволы; стволы (что делали?) уходили, сплетались и вливались; уходили (как?) опасно; уходили (куда?) вверх; сплетались (где?) там; сплетались (чем?) ветвями; вливались (во что?) в небо; вливались (где?) высоко над головой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, соединённых при помощи бессоюзной связи.
1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
[= -]1, [- =, = и =]2.
В красном грозовом шлеме на осине сидел чёрный дятел, долбил дупло.
(кто?) дятел; дятел (что делал?) сидел, долбил; сидел (в чём?) в шлеме; в шлеме (каком?) красном грозовом; сидел (где?) на осине; дятел (какой?) чёрный; долбил (что?) дупло).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
[= -, =].
9 Прочитайте ещё один фрагмент рассказа В. Шукшина «Срезал», в котором передаётся начало разговора Глеба Капустина с приехавшим в родную деревню «кандидатом» — сыном Агафьи Журавлёвой. Как вы думаете, почему в этом фрагменте собеседник Глеба не назван по имени?
За столом разговор пошёл дружнее, стали вроде уже забывать про Глеба... И тут он пошёл в атаку на кандидата.
— В какой области выявляете себя? спросил он.
— Где работаю, что ли? — не понял кандидат.
— Да.
— На филфаке.
— Философия?
— Не совсем... Ну, можно и так сказать.
— Необходимая вещь. — Глебу нужно было, чтоб была философия. Он оживился. — Ну и как насчёт первичности?
— Какой первичности? — не понял кандидат.
— Первичности духа и материи. — Глеб бросил перчатку.
1. О чём расспрашивает Глеб земляка? Каков предмет их разговора? В каких условиях происходит общение Глеба и «кандидата»? Почему «кандидат» не сразу понимает, о чём его спрашивает собеседник?
2. Как вы думаете, с какой целью Глеб вступает в диалог: установить дружеские отношения, что-то уточнить, обменяться мнениями по каким-то вопросам или показать свои знания, подчеркнуть своё «я»? Можно ли понять речевое намерение Глеба вне той ситуации, которая описана в предыдущем фрагменте?
В данном фрагменте собеседник Глеба не назван по имени, чтобы намерено понизить его, Журавлёв - кандидат в кавычках?
1. Глеб расспрашивает земляка «в какой области» тот «выявляет себя», то есть, где работает. Далее предметом разговора становятся философские понятия «первичность духа и материи». Глеб спрашивает витиевато, и «кандидат» не сразу может понять, о чём говорить.
2. Я думаю, что Глеб вступает в диалог с целью показать свои знания, подчеркнуть своё «я»? Из фрагмента становится понятным речевое намерение Глеба, ведь его собеседник – кандидат филологических наук, а Глеб завязывает спор на философские вопросы.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением